16.06.2019     0
 

Курсовая работа Статус адвоката


§ 1. Конституционно-правовой статус и место прокуратуры

в системе органов государственной
власти,

цели и направления ее деятельности

В настоящее время прокуратура представляет
собой единую федеральную централизованную
систему органов, осуществляющих от
имени Российской Федерации надзор за
соблюдением КонституцииРоссии и исполнением законов, действующих
на территории Российской Федерации и
реализующих другие функции.

Основным нормативно-правовым актом,
регулирующим организацию и деятельность
прокуратуры, является ЗаконРФ «О прокуратуре Российской Федерации»,
принятый Верховным Советом РФ 17 января
1992 г. В связи с принятиемКонституцииРоссии 1993 г. Закон был изложен в новой
редакции Федеральнымзакономот 17 ноября 1995 г., который вступил в силу
с 20 ноября 1995 г.

Курсовая работа Статус адвоката

До принятия Конституции1993 г. прокуратура была по существу
надзорным органом законодательной
власти, поскольку в соответствии состатьей
11первой редакции Закона «О
прокуратуре РФ» Генеральный прокурор
назначался на должность и освобождался
от должности Верховным Советом РФ по
представлению Председателя Верховного
Совета РФ с последующим утверждением
Съездом народных депутатов РФ.

Генеральный
прокурор в своей деятельности по надзору
за исполнением законов, действующих на
территории России, был подотчетен Съезду
народных депутатов РФ и Верховному
Совету РФ. Согласностатье
12указанного Закона, прокурор
республики в составе РФ назначался на
должность по согласованию с высшим
органом власти этой республики, был ему
подчинен и подотчетен.

Прокуратура была
ориентирована на сотрудничество только
с законодательной ветвью власти, только
ей была подконтрольна и только ее решения
была обязана выполнять. Произошедшая
в 1993 г. смена формы правления с парламентской
республики на президентскую соответственно
повлекла и существенное изменение
правового статуса прокуратуры. В
настоящее время прокуратура России не
входит ни в одну из структур органов
исполнительной, судебной и законодательной
ветвей власти.

Вопрос о статусе прокуратуры, ее функциях
и задачах вызывает острую полемику
среди ученых-юристов и практических
работников. Многие принципиальные
положения, закрепленные в Концепции
судебной реформы и полностью соответствующие
заключению N 193 от 25 января 1996 г.
Парламентской Ассамблеи Совета Европы
по заявке России на вступление в Совет
Европы, пока не нашли полной реализации
на законодательном уровне.

в
системе органов государственной власти,

цели
и направления ее деятельности

В настоящее время
прокуратура представляет собой единую
федеральную централизованную систему
органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за соблюдением
Конституции
России и исполнением законов, действующих
на территории Российской Федерации и
реализующих другие функции.

Основным нормативно-правовым
актом, регулирующим организацию и
деятельность прокуратуры, является
Закон
РФ «О прокуратуре Российской Федерации»,
принятый Верховным Советом РФ 17 января
1992 г. В связи с принятием Конституции
России 1993 г. Закон был изложен в новой
редакции Федеральным законом
от 17 ноября 1995 г., который вступил в силу
с 20 ноября 1995 г.

До принятия Конституции
1993 г. прокуратура была по существу
надзорным органом законодательной
власти, поскольку в соответствии со
статьей
11 первой
редакции Закона «О прокуратуре РФ»
Генеральный прокурор назначался на
должность и освобождался от должности
Верховным Советом РФ по представлению
Председателя Верховного Совета РФ с
последующим утверждением Съездом
народных депутатов РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Вопрос-ответ: Зять - не наследник

Генеральный
прокурор в своей деятельности по надзору
за исполнением законов, действующих на
территории России, был подотчетен Съезду
народных депутатов РФ и Верховному
Совету РФ. Согласно статье
12 указанного
Закона, прокурор республики в составе
РФ назначался на должность по согласованию
с высшим органом власти этой республики,
был ему подчинен и подотчетен.

Прокуратура
была ориентирована на сотрудничество
только с законодательной ветвью власти,
только ей была подконтрольна и только
ее решения была обязана выполнять.
Произошедшая в 1993 г. смена формы правления
с парламентской республики на президентскую
соответственно повлекла и существенное
изменение правового статуса прокуратуры.
В настоящее время прокуратура России
не входит ни в одну из структур органов
исполнительной, судебной и законодательной
ветвей власти.

Вопрос о статусе
прокуратуры, ее функциях и задачах
вызывает острую полемику среди
ученых-юристов и практических работников.
Многие принципиальные положения,
закрепленные в Концепции судебной
реформы и полностью соответствующие
заключению N 193 от 25 января 1996 г.
Парламентской Ассамблеи Совета Европы
по заявке России на вступление в Совет
Европы, пока не нашли полной реализации
на законодательном уровне.

1) обеспечение верховенства
закона, единства и укрепления законности;

2) защита прав и свобод
человека и гражданина, а также охраняемых
законом интересов общества и государства.

Направления деятельности
органов прокуратуры в Законе
«О прокуратуре РФ» подразделяются
на две группы: это прокурорский надзор
и иные функции прокуратуры.

Прокурорский надзор
состоит в наблюдении за исполнением
законов и соблюдением прав и свобод
человека органами государственной
власти и местного самоуправления и их
должностными лицами, органами управления
и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций и принятии
предусмотренных законом мер к устранению
нарушений законов и способствующих им
обстоятельств, восстановлению нарушенных
прав и привлечению виновных к
ответственности.

К иным функциям прокуратуры
Закон
«О прокуратуре РФ» относит следующие.

1. Уголовное преследование
в соответствии с полномочиями,
установленными уголовно-процессуальным
законодательством РФ. Прокурор
осуществляет от имени государства
уголовное преследование и имеет в ходе
досудебного производства по уголовному
делу широкий круг полномочий по
руководству предварительным расследованием.
Данная функция более подробно освещается
в 3
параграфе настоящей главы.

2. Координация деятельности
правоохранительных органов по борьбе
с преступностью. Генеральный прокурор
РФ и подчиненные ему прокуроры координируют
деятельность по борьбе с преступностью
органов внутренних дел, органов
федеральной службы безопасности, органов
таможенной службы и других правоохранительных
органов.

В целях обеспечения координации
деятельности указанных органов прокурор
созывает координационные совещания,
организует рабочие группы, истребует
статистическую и другую необходимую
информацию, осуществляет иные полномочия
в соответствии с Положением о координации
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью, утвержденным
Указом Президента Российской Федерации
от 18.04.96 N 567 с изм., внес. Указом Президента
РФ от 25.11.2003 N 1389.

Предлагаем ознакомиться:  Договор дарения нежилого помещения близкому родственнику через мфц

— проведение заседаний
координационных совещаний руководителей
правоохранительных органов;

— текущий обмен информацией;

— совместные выезды на
места для проведения согласованных
действий, проверок и оказания помощи
нижестоящим правоохранительным органам,
изучения и распространения положительного
опыта;

— создание
следственно-оперативных групп для
расследования конкретных преступлений;

— проведение совместных
целевых мероприятий по выявлению и
пресечению преступлений, а также по
устранению причин и условий, способствующих
их совершению;

— взаимное использование
возможностей правоохранительных органов
в повышении квалификации работников,
проведение совместных семинаров,
конференций;

— оказание взаимной
помощи в обеспечении собственной
безопасности по основаниям и в порядке,
предусмотренным законом;

— издание совместных
приказов, указаний, подготовка
информационных писем и ориентировок,
иных организационно-распорядительных
документов;

— издание совместных
бюллетеней (сборников) и других
информационных документов по обмену
опытом;

— разработка и утверждение
согласованных полугодовых, а при
необходимости перспективных планов
координационной деятельности.

Специфическим аспектом
координации, который реализуется
непосредственно Генеральной прокуратурой
РФ, являются обобщение практики исполнения
международных договоров и соглашений
с зарубежными странами и международными
организациями по вопросам сотрудничества
в борьбе с преступностью и выработка
соответствующих предложений.

«Вопреки вульгарным идеям целью
уголовной юстиции является не борьба
с преступностью, а защита общества от
преступлений путем реализации уголовного
закона, защита прав и законных интересов
граждан, попавших в сферу юстиции
(обвиняемых, потерпевших, гражданских
истцов, гражданских ответчиков).

Под
реализацией уголовного закона понимается
при этом не только привлечение к уголовной
ответственности и назначение наказания,
но и отказ от преследования невиновных…
Неверные цели, поставленные перед
юстицией, порождают подтасовку ее
сотрудниками, стремящимися оправдывать
общественные и начальственные ожидания,
отчетных данных о своей работе…

Оперирование показателем роста
преступности для оценки работы юстиции
порождает обвинительный уклон, снижает
стандарты доказывания, ведет к
несправедливому ужесточению наказаний,
сближает позиции и негласную солидарность
служащих розыска, следствия, прокурорского
надзора и правосудия. Лицо не может
уповать на контроль последующей
инстанции, пока и поскольку она имеет
общий интерес с предыдущей» <1>.

———————————

В полной мере отвечает
данным положениям и УПК РФ, устанавливающий
в ст.
6, что уголовное
судопроизводство имеет своим назначением
защиту прав и законных интересов лиц и
организаций, потерпевших от преступлений;
защиту личности от незаконного и
необоснованного обвинения, осуждения,
ограничения ее прав и свобод.

При этом
уголовное преследование и назначение
виновным справедливого наказания в той
же мере отвечают назначению уголовного
судопроизводства, что и отказ от
уголовного преследования невиновных,
освобождение их от наказания, реабилитация
каждого, кто необоснованно подвергся
уголовному преследованию.

3. Участие в рассмотрении
дел судами, в т.ч. обжалование противоречащих
закону решений, приговоров, определений
и постановлений судов <1>. Данная
функция прокуратуры подробно освещается
ниже в параграфе
4 настоящей главы.

Предлагаем ознакомиться:  Является ли ухудшением жилищных условий временная регистрация

4. Участие в правотворческой
деятельности. Функция участия в
правотворческой деятельности
предопределяется тем, что характер
задач, возложенных на прокуратуру,
содержание деятельности ее органов,
распространенность прокурорского
надзора практически на все сферы
общественных отношений, урегулированных
нормами права, объективно делают
прокуратуру широко осведомленной не
только об исполнении законов, но и о
состоянии правового регулирования.

Необходимо отметить, что органы
прокуратуры не обладают правом
законодательной инициативы. Однако ст.
9 Федерального
закона «О прокуратуре РФ» в
существенной мере компенсирует отсутствие
такого права. Генеральный прокурор РФ
и подчиненные ему прокуроры вправе
вносить в законодательные органы и
органы, обладающие правом законодательной
инициативы, соответствующего и
нижестоящего уровней предложения об
изменении, дополнении, отмене или
принятии законов и иных правовых актов.

Отличие данного права прокурора от
права законодательной инициативы
состоит прежде всего в правовых
последствиях такого обращения. Обращение
с законодательной инициативой субъектов,
наделенных таким правом в соответствии
с ч.
1 ст. 104 Конституции
РФ, влечет определенные последствия, в
частности обязанность законодателя
рассмотреть внесенный законопроект и
в любом случае принять по нему
соответствующее решение согласно
регламенту и установленным процедурам.

Обращения Генерального прокурора РФ с
соответствующими предложениями по
поводу законодательства рассматриваются
в обычном порядке. Одобренное и
рассмотренное надлежащим образом
обращение Генерального прокурора РФ,
доработанное либо в неизменном виде,
вносится в законодательный орган самим
субъектом законодательной инициативы
уже от своего имени.

Специфической формой
участия Генерального прокурора РФ в
правотворческой деятельности является
согласование, совместное издание с
иными государственными органами
нормативных актов в случаях и порядке,
определенных федеральным законом.

5. Выпуск Генеральной
прокуратурой специальных печатных
изданий, наиболее известным из которых
является журнал «Законность».

6. Осуществление
международного сотрудничества. Согласно
ст.
2 Закона «О
прокуратуре РФ» Генеральная прокуратура
РФ в пределах своей компетенции
осуществляет прямые связи с соответствующими
органами других государств и международными
организациями, сотрудничает с ними,
заключает соглашения по вопросам
правовой помощи и уголовного преследования,
участвует в разработке международных
договоров РФ.

7. Участие в заседаниях
федеральных органов законодательной
и исполнительной власти, представительных
(законодательных) и исполнительных
органов субъектов РФ, органов местного
самоуправления. Генеральный прокурор
РФ, его заместители и по их поручению
другие прокуроры вправе присутствовать
на заседаниях Государственной Думы и
Совета Федерации, их комитетов и комиссий,
Правительства РФ, представительных
(законодательных) и исполнительных
органов субъектов РФ и органов местного
самоуправления.

Другие прокуроры
(субъекта РФ, города, района) вправе
присутствовать на заседаниях
представительных (законодательных) и
исполнительных органов субъектов РФ и
органов местного самоуправления
соответствующего и нижестоящего уровней.
Они также вправе участвовать в рассмотрении
внесенных ими представлений и протестов
органами государственной власти местного
самоуправления, коммерческими и
некоммерческими организациями.

Кроме того, прокуратура
осуществляет научную и образовательную
деятельность — в системе органов
прокуратуры имеются соответствующие
научные и учебные заведения.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector