20.06.2019     0
 

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ


Новичку

Проблемы новичков заключаются в том, что они не знают, где искать заказы, на что ориентироваться, и, если нашелся вроде бы подходящий заказ, то возникают сложности с его оформлением.

Помощь оказывают специальные фирмы, занимающиеся практикой в области тендеров. Как правило, в них работают юристы и экономисты, разбирающиеся в нормативной базе и иных вопросах.

Некоторые тендеры новичкам недоступны в принципе – например, имеются ограничения по срокам деятельности компании или ИП на рынке – так государство защищается от фирм однодневок.

Лучше пытаться делать заявки на небольшие заказы, которые по силам начинающему предпринимателю или недавно открывшейся фирме. Ведь согласно закону, компания или ИП, не выполнившие своих обязательств или оказавшиеся недобросовестными, попадают в «черные списки», выбраться из них почти нереально.

Поставщик в системе госзакупок: как начать участвовать в государственных тендерах?

Обзорная статья, из которой вы узнаете, как стать поставщиком госзакупок, и как принять решение и начать действовать. Первый шаг — понять, что такое госзакупки и что нужно для участия в торгах.

Производственные, торговые компании и организации, предоставляющие услуги, понимают, что победа в государственном тендере позволяет вывести свой бизнес на качественно иной уровень.

Не просто одномоментно получить прибыль за исполненный заказ, а подтвердить свою высокую и надежную деловую репутацию.

А она, в свою очередь, обеспечивает позитивное отношение партнеров и клиентов, доверие к компании и уверенность в положительных результатах сотрудничества. А значит, к усилению позиций такой компании на рынке.

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Для того чтобы подать заявку и принять участие в торгах, необходимо заранее подготовить все документы, подтверждающие ваше соответствие требованиям закона.

Изучить документацию конкретной закупки и подготовить документы, которые убедят заказчика, что ваш товар (работы, услуга) полностью соответствуют его требованиям.

Работа в сфере государственного заказа требует системного подхода.

Поэтому для того, чтобы избежать организационных сбоев, участнику целесообразно заранее определить для своей компании перечень мероприятий, которые необходимо провести, а также их последовательность, сроки и ответственных лиц.

На практике подготовка пакета документов для участия в государственном тендере может занять до 20 календарных дней (в зависимости от условий закупочной процедуры). И срок подачи заявок может оказаться короче.

Некоторых участников интересует: «Какая информация должна содержаться на конверте конкурсной документации?» – На конверте обязательно следует указать реквизиты заказчика, кому направляется конверт.

Свои контактные данные на конверте участник не пишет.

Они должны содержаться вместе с остальной документацией внутри конверта — предусмотрена отдельная процедура вскрытия конвертов (соблюдается принцип анонимности).

Если закупка осуществляется у единственного поставщика, то согласно ст. 94 № 44-ФЗ заказчик привлекает экспертов или экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, когда проводится:

  • оценка конкурсной документации и заявок, а также соответствие участников конкурса дополнительным требованиям заказчика — в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;
  • приемка поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Эксперт при осуществлении приемки должен оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.

Чаще всего заказчик принимает решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным. К ним относятся следующие случаи осуществления закупки у единственного поставщика:

  • закупка у исполнителя, определенного указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ;
  • выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ;
  • закупка российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов;
  • закупка услуг при чрезвычайных происшествиях;
  • поставка культурных ценностей для пополнения госфондов;
  • закупка товара, работы, услуги у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ и заключение контрактов в целях трудоустройства осужденных;
  • закупка произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у лица, которому принадлежат исключительные права на них;
  • закупка услуг по организации участия в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков;
  • закупка услуг по техническому и авторскому надзору;
  • закупка услуг, связанных с обеспечением визитов представителей иностранных государств;
  • закупка для обеспечения деятельности объектов государственной охраны;
  • заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • закупка лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

Заключить контракт лучше заранее, т.к. для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта необходимо время.

На практике это может занять от двух недель до трех месяцев.

В качестве эксперта может выступать физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (п. 15 ст. 3 44-ФЗ).

В качестве экспертной организации выступает юридическое лицо. Работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла.

Эксперты осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Но не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

  • лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;
  • лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица состоящие с ними в браке;
  • юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт или экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (здесь закон не уточняет, какие именно доказательства должен предоставить эксперт).

Время от времени все государственные и муниципальные организации, органы власти и бюджетные учреждения закупают для своих нужд товары, либо заказывают работы или услуги. По закону данные структуры не вправе обратиться к первому попавшемуся поставщику или подрядчику. Каждая госзакупка должна быть запланирована, обоснована и выставлена на торги.

Система госзакупок (ее также называют контрактной системой) обеспечивает добросовестную конкуренцию среди претендентов в поставщики. Кроме того, такая система позволяет всем желающим получить информацию о торгах, победителях и заключенных контрактах. Наконец, благодаря контрактной системе государство контролирует процесс выбора поставщиков с целью пресечения предвзятости и коррупции со стороны госструктур.

Кто принимает участие

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

   Немаловажным в участии тендера является понимание вопроса, кто может участвовать в госзакупках.

   Участниками тендеров могут выступать все субъекты хозяйствования при условии, что они являются юридическими лицами. Причем индивидуальные предприниматели причисляются также к юридическим лицам, соответственно имеют право брать участие в тендере.

При этом каждый участник обязан:

  • четко сформулировать предложение по стоимости контракта;
  • полностью соответствовать требованиям заказчика;
  • четко придерживаться сроков;
  • брать на себя расходы обслуживания предоставленных товаров, работ или услуг;
  • предоставлять гарантийный период.

   Пишите, если Вам требуется помощь адвоката в вопросе госзакупок: проконсультируем и окажем любую услугу профессионально и на выгодных условиях. 

P.S.: если Вы не нашли ответ — напишите нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос:

По началу процесс участия в государственных закупках кажется сложным, но при наличии опыта и знаний в этой сфере участие в госзакупках становится посильной задачей даже для небольшой компании или индивидуального предпринимателя. Для начала нужно тщательно изучить 44-ФЗ, после этого необходимо ознакомится с Единой информационной системой. ЕИС это портал на котором заказчик размещает извещения о государственных закупках.

Значительное количество государственных закупок проводят в электронном виде, а в перспективе все закупки будут переведены в электронную форму. Поэтому потенциальному поставщику рекомендуется получить электронную подпись и аккредитоваться на электронных торговых площадках, чтобы иметь возможность участвовать в электронных закупках.

Инструкция для новичков в госзакупках:1. В единой информационной системе найти заказ, который соответствует роду деятельности потенциального поставщика;2. Ознакомится с требованиями и принять решение участвовать в госзакупках или не участвовать;3. В случае необходимости внести обеспечение заявки;4. Провести подготовку документации согласно требованиям документации;5. Подать заявку на участие в процедуре;6. Отслеживать результаты закупки;7. Заключить контракт в случае победы.

Участие в государственных закупках – стабильный и надежный способ получения новых контрактов для компаний и частных предпринимателей. Участие в госзакупках регламентируется рядом законодательных актов.

Ключевые требования, предъявляемые к участникам процедур, прописаны в законах №44-ФЗ и №223-ФЗ. Некоторые особенности применения указанных законов закреплены в дополнительных законодательных актах, таких как Постановления правительства №99, №1005 и других.

Законодательством регулируются следующие моменты:

  • порядок объявления торгов;
  • сроки и порядок подачи заявок на участие в торгах;
  • размер обеспечения заявок и договоров;
  • порядок изменения / отзыва заявок на участие в тендерах;
  • порядок предоставления разъяснений по тендерной документации;
  • порядок выбора победителей;
  • порядок обжалования результатов государственных закупок;
  • порядок заключения договоров и многое другое.

Участвовать в государственных закупках могут как частные предприниматели, так и юридические лица всех организационно-правовых форм.

Требования, которые предъявляются к участникам процедур, делятся на основные и дополнительные.

Предлагаем ознакомиться:  Установление места открытия наследства судебная практика

К основным требованиям относятся:

  • участник не должен быть признан банкротом;
  • деятельность ИП или юридического лица должна быть активной (не быть приостановленной по КоАП РФ);
  • участник не должен иметь задолженность по налогам и другим обязательным платежам за прошедший год (исключение может составлять задолженность в размере, не превышающем 25% стоимости активов);
  • ИП и руководители организаций не должны иметь судимости за совершенные экономические преступления (исключение составляет снятая или погашенная судимость);
  • если предмет торгов является итогом интеллектуальной деятельности, участник закупки должен иметь на него исключительное право;
  • участник не должен иметь родственные связи с организаторами торгов, не должен создавать других конфликтов интересов;
  • участник должен иметь документы, разрешающие деятельность по направлению, соответствующему предмету государственной закупки.

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Кроме этого, заказчики могут требовать, чтобы участники не состояли в списках недобросовестных поставщиков.

Кроме основных требований, участник должен:

  • иметь оборудование, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся для исполнения контракта;
  • иметь опыт работы в сфере, интересующей организатора торгов, и хорошую деловую репутацию;
  • иметь необходимое количество специалистов, которые смогут выполнить условия контракта.

Все перечисленные требования должны быть подтверждены документально.

По своему усмотрению заказчик может выдвигать и другие требования к участникам – законом это не запрещено. Выдвижение дополнительных требований может быть связано с необходимостью удостоверения возможностей участников по выполнению условий госзакупок.

Участник должен предлагать продукты, соответствующие условиям закупки. Несоответствие предложения предмету госзакупки ведет к отклонению заявки участника.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо внимательно изучать тендерную документацию. Если информации, изложенной в ней, для участника недостаточно, он может запросить у заказчика дополнительные разъяснения.

Для того чтобы организация или индивидуальный предприниматель могли принять участие в госзакупке, необходимо подготовить пакет документов. Для юридических лиц и ИП он может незначительно отличаться.

К документам, которые требуются при подаче заявок на участие, относятся:

  • непосредственно заявка, подписанная уполномоченным лицом;
  • опись документации, которая прилагается к заявке;
  • сведения об участнике (наименование, свидетельство о регистрации и т. д.);
  • выписка из ЕГРЮЛ / ЕГРИП;
  • копии учредительных документов;
  • документ, подтверждающий отсутствие задолженности по налогам;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, которое подписало документацию (приказ о назначении на должность, протокол сборов и т. д.);
  • копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  • документы, которые подтверждают соответствие предложения участника условиям государственной закупки;
  • документы, которые подтверждают внесение обеспечения заявки на участие (платежный документ, банковская гарантия).

Полный перечень документов, которые должен подать участник, размещается в условиях, публикуемых заказчиком.

Каждый поставщик, который хочет принять участие в государственных закупках и получить выгодный контракт, задается вопросом, что нужно для участия в госзакупках. Подробнее о подготовительной стадии мы расскажем в данном материале.

Определение госзакупкам дает Закон №44. Это совокупность действий для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Проведение тендера подразумевает выбор поставщика и подачу заявок участниками.

Регистрация на портале:Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

  • организационно-правовой формы;
  • формы собственности;
  • места нахождения;
  • территории происхождения капитала.

Обычно большую часть поправок в законодательство вносят под занавес уходящего года.

Но мы уже сейчас знаем, что изменится в закупках с начала 2018 года.

Редакция собрала все принятые нормы, которые вступят в силу в первый день предстоящего января. Смотрите, что и как повлияет на вашу работу.

Кто не может участвовать:

  • оффшорные компании;
  • компании, сведения о которых есть в реестре недобросовестных поставщиков.

Заказчиками в госзакупках могут быть госорганы, местные органы власти, бюджетные учреждения, казенные и унитарные предприятия. 44-ФЗ диктует все важнейшие условия проведения тендеров.

К примеру, заказчики могут использовать только установленные законом способы выбора поставщика. Они бывают конкурентными и неконкурентными, открытыми и закрытыми, электронными и «бумажными».

Участие в закрытых торгах подразумевает, что приглашения отправляют ограниченному кругу лиц. Соответственно, в открытых процедурах участвуют все желающие. Среди конкурентных процедур выделяют конкурсы, запросы предложений и котировок, аукционы.

Подробнее о том, когда можно провести закупку у единственного поставщика, .

Независимо от того, какая именно конкурентная госзакупка проводится, все участвующие компании, ИП и физлица подают заявки.

Перед тем как подавать заявку, необходимо подготовиться к участию. Чтобы не тратить время впоследствии, нужно заранее:

  • ✔ собрать необходимые документы и запросить из госорганов справки;
  • ✔ получить электронную цифровую подпись (ЭЦП);
  • ✔ пройти аккредитацию на электронных площадках;
  • ✔ убедиться в отсутствии информации о вашей компании в реестре недобросовестных поставщиков;
  • ✔ убедиться в отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Некоторые из этих процедур занимают время, поэтому лучше позаботиться об их прохождении заранее. Например, ЭЦП делают 3-5 дней, столько же уйдет на аккредитацию на электронной площадке.

Если вы начнете заниматься этим поздно, можете пропустить срок подачи заявок. Для каждой процедуры выбора поставщика существуют свои требования к подаче заявок и их оценке.

Перед участием рекомендуем ознакомиться с правилами, .

Вся информация о госзакупках представлена на официальном сайте единой информационной системы – . В частности, на нем заказчики публикуют:

  • планы закупок;
  • свои положения о закупках (для заказчиков, работающих по 223-ФЗ);
  • извещения о тендерах;
  • документацию, содержащую все условия предстоящих торгов;
  • сведения об уже заключенных контрактах.

Также на этом портале вы можете найти различные реестры, в том числе недобросовестных поставщиков, обучающие материалы, нововведения в законодательстве и многое другое. Чтобы получить доступ ко всем возможностям портала, на нем нужно зарегистрироваться.

Для этого подайте заявку в Федеральное казначейство. На сайте ЕИС поставщики могут искать подходящие по их роду деятельности тендеры по множеству критериев.

Среди них: наименование предмета закупки – товара, работы или услуги, заказчик, цена контракта, регион поставки.

При участии в государственных закупках следует придерживаться двух рекомендаций. Особенно на это нужно обратить внимание поставщикам, которые впервые подают заявки на торги.

Какими законами регулируются госзакупки

На вопрос, кто может быть участником закупки, есть четкий ответ в основном нормативно-правовом акте контрактной системы. Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, участник закупки это любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, либо физическое лицо – как со статусом ИП, так и без него.

Априори госзакупки недоступны только оффшорным компаниям, зарегистрированным в странах и территориях с льготным режимом налогообложения и неполным раскрытием информации по финансовым операциям. Перечень таких территорий ведет Минфин РФ. Юрлица с оффшорной пропиской ни при каких условиях и ни в каких госзакупках участвовать не могут.

Участником закупки может быть только правоспособное лицо. В то же время субъекту хозяйственной деятельности мало не быть оффшорной компанией, чтобы претендовать на получение государственных или муниципальных контрактов. Нужно соответствовать общим требованиям к участникам из части 1 статьи 31 закона о контрактной системе. Это непроведение ликвидации, неприостановление деятельности в порядке, установленном КоАП РФ, отсутствие недоимок по налогам и сборам и ряд других.

ЕРУЗ: алгоритм регистрации для участника закупок

В прошлом году всех пугали новым реестром в ЕИС, который называется ЕРУЗ — единый реестр участников закупок. Не было до конца понятно, кому это нужно, какие документы, куда нести, и что будет, если вообще проигнорировать нововведения. Редакция отыскала ответы на эти вопросы и публикует их вместе с пошаговым алгоритмом для регистрации в новом реестре. А еще разберем баги, которых на самом деле не надо бояться.

Как участнику попасть в реестр

Кроме того, заказчик может закрыть участие в закупке для организаций, ИП и физлиц, занесенных в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 1.1 статьи 31) и практически в 100% случаев этим правом пользуется.

Бывает, что для участия в закупке нужна специальная правоспособность – лицензия на выполнение определенных работ или оказание услуг. Перечень можно посмотреть в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. Список очень широк – от медицины и фармацевтики до речных перевозок и охраны.

На сегодняшний день принято два закона, регулирующих государственные закупки. При этом каждая закупка совершается в рамках либо одного, либо другого закона.

Если государственное или муниципальное учреждение приобретает товар, работу или услугу за счет бюджетных средств, такая закупка происходит в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, такая закупка регулируется Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Этот же закон действует и в случае, когда в роли покупателя или заказчика выступает госкомпания с долей участия государства выше 50%, либо ее «дочка» или «внучка».

У каждого из двух указанных законов есть своя специфика. Основное отличие в том, что Закон № 44-ФЗ регулирует все этапы сделки, тогда как Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы. Информация о том, какой именно закон действует в отношении той или иной закупки, размещена в свободном доступе. Благодаря этому каждый поставщик или подрядчик может заранее изучить все нюансы и лучше подготовиться к торгам.

Предлагаем ознакомиться:  Может ли судебный пристав снимать деньги со счетов в банках

Заказчики и участники закупок: конфликт интересов

ИП проходит через те же процедуры, что и компании, претендующие на получение заказа. Считается, что ИП получить заказ сложнее, однако, если воспользоваться системой поддержки малого и среднего бизнеса, есть возможность получить контракт без конкурса. Это законно, правда, их суммы небольшие (в рамках 100 тыс.), что для одного человека не так плохо. Подобные заказы размещают или муниципалитеты или государственные организации.

ИП не имеет учредительных документов, но обязательно вписывает в заявку свои паспортные данные, прилагается копия паспорта, свидетельство о регистрации в качестве ИП, ИНН.

В тендерной документации описываются все требования к оформленным документам, какие бумаги следует подать.

Некоторые тендеры рассчитаны на ИП, другие же исключительно для организаций, имеющим в своем распоряжении нужное количество персонала.

Несколько проще с частными компаниями. На порталах электронных площадок или на собственных сайтах они могут размещать предложения, обращенные к ИП на оказание услуг или выполнение работ. Порой так проще, отдельный предприниматель более мобильная фигура, не нежно ждать дополнительных согласований и решать ряд других вопросов, что характерно для крупных организаций.

Требования разделяются на единые и дополнительные, они изложены в ст.31 44-ФЗ.

К единым требованиям относят:• Поставщик не может быть банкротом;• Деятельность поставщика должна быть активной, приостановление КоАП РФ за нарушение недопустимо;• участие в госзакупках происходит только в том случае, когда поставщик уплатил налоги и другие платежи за прошедший год. Исключением может быть задолженность не больше 25% от стоимости активов;

• руководство и члены правления не могут иметь судимости за содеянные экономические преступления, исключениями считается случай, когда судимость погашена или снята. Это требование распространяется и на физических лиц;• в случае, когда предмет торгов – результат интеллектуальной деятельности, то у поставщика должно быть исключительное право него. Исключениями считаются договор о создании предметов литературы или искусства, показ или прокат российского фильма

• Участие в госзакупках возможно, если между заказчиком и поставщиком нет конфликта интересов. К примеру, не допускаются родственные связи;

• Поставщик из оффшорных зон не может брать участие в госзакупках;

• Заказчик имеет право потребовать от исполнителя, чтобы последний не состоял в реестрах недобросовестных поставщиков;

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

• Участие в госзакупках возможно, если у поставщика есть все документы, разрешающие ведение бизнеса.

Дополнительные требования

• У поставщика должны быть оборудование, материалы, финансовые ресурсы для выполнения контракта;• Поставщик должен иметь опыт сфере, которая интересует заказчика, а так же положительную деловую репутацию;• У поставщика должно быть нужное количество квалифицированных специалистов, чтобы исполнить госзаказ.У поставщика должны быть документы, которые подтверждают, что он соответствует всем требованиям, согласно извещения о закупке.

Чтобы разобраться, надо смотреть Гражданский кодекс РФ. Выше говорилось, что в соответствии с 44-ФЗ участник закупки это любое юридическое лицо. Но, согласно ст.55 ГК РФ, представительства и филиалы юридического лица самостоятельными юрлицами не являются. Значит, участником закупки филиал быть не может.

Между участником закупки и заказчиком не может быть аффилированности и конфликта интересов, говорят нормы ст.17 закона 135-ФЗ и нормы ст.31 закона 44-ФЗ. А может ли специализированная организация быть участником закупки работ и услуг? Зависит от конкретного случая.

Если речь идет о закупке, которую сама специализированная организация и обеспечивает, выполняя отдельные функции заказчика, то участвовать в такой процедуре ей нельзя – это тоже разновидность конфликта интересов. В то же время никто не мешает заказчику самостоятельно выбирать специализированную организацию на конкурсной основе, куда такая компания в качестве участника и придет.

Помимо самого участия в конкурентной процедуре, участник закупки имеет право подавать запросы на разъяснение положений документации и отстаивать свои интересы в надзорном органе или суде. Подавать жалобу на действия (бездействия) заказчика, комиссии заказчика и должностных лиц, обжаловать итоги закупки в ФАС.

Поставщик в системе госзакупок: как начать участвовать в государственных тендерах?

Тендеры повышают репутацию, выводят из кризисных ситуаций субъектов хозяйствования, которые принимают в них участие. Остается разобраться, могут ли ИП участвовать в госзакупках и как участникам получить максимальную выгоду.

Масштаб работы государства затрагивает каждую сферу жизни. Периодически возникает необходимость в привлечении новых идей, разработок для развития экономики, сельского хозяйства, образования, космонавтики.

Нужды федерации и муниципальных инстанций удовлетворяются за счет размещения специальных предложений на конкурентной основе:

  • выполнение работ;
  • оказание услуг;
  • поставка, транспортировка товара.

Закон определяет, может ли индивидуальный предприниматель участвовать в госзакупках, которые проходят на торговых площадках.

В контракте оговариваются сроки, условия, качество выполнения госзаказа. Основополагающими являются принципы справедливости, состязательности, продуктивности.

Сфера закупок становится открытой для большинства наблюдателей.

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Результаты торгов определяют победителя, который подал наилучшее предложение по выполнению работы и способен удовлетворить все потребности нанимателя. Заказчик заключает договор на оказание услуг с исполнителем. Средства для оплаты берутся из бюджета.

Достижение успеха неразрывно связано с такими факторами:

  • оценка собственного потенциала;
  • сопоставление предпринимательских рисков;
  • изучение алгоритма действий;
  • освоение принципа работы и базовой схемы.

Согласно статье 31 Закона № 44-ФЗ поставщиком может стать любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), если оно:

  • не находится в процессе банкротства или ликвидации;
  • деятельность не приостановлена;
  • не имеет задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет;
  • не имеет непогашенной или неснятой судимости по преступлениям в сфере экономики;
  • не аффилирован с заказчиком;
  • не является оффшорной компанией;
  • в течение двух предшествующих лет не привлекалось к административной ответственности на основании статьи 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Заказчик вправе установить дополнительное условие — чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков (его ведет Федеральная антимонопольная служба).

Закон № 223-ФЗ позволяет заказчикам устанавливать собственные требования к поставщикам и подрядчикам. Эти требования должны быть прописаны в положении о закупке, принятом данным заказчиком, и размещены в свободном доступе (часть 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Во-вторых, поставщик, признанный победителем, обязан внести еще один обеспечительный платеж. Его величину устанавливает заказчик в следующем диапазоне: от 5% до 30% НМЦ при сумме контракта не более 50 миллионов рублей, и 10% до 30% при сумме контракта свыше 50 миллионов рублей. В определенных случаях вместо данного платежа можно предоставить банковскую гарантию.

Добавим, что для участия в торгах, которые проводятся в электронном виде, понадобится электронная подпись. С ее помощью поставщик или подрядчик сможет подписать заявку на участие и ряд других электронных документов.

Для госзакупок, совершенных в рамках Закона № 44-ФЗ, срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Если поставщик относится к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям, то срок оплаты контракта уменьшается до 15 рабочих дней.

Закон № 223-ФЗ дает заказчикам право установить свои сроки оплаты контракта. Эти сроки должны быть прописаны в положении о закупке, принятом данным заказчиком, и размещены в свободном доступе (часть 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Статья 3 ФЗ № 275-ФЗ от 29.12.12 определяет, что индивидуальный предприниматель не принимает участие в закупках оборонного заказа государства. Касается 100% случаев.

Причина – исполнитель должен иметь специальное мощное производственное техническое оборудование, трудовые, финансовые ресурсы, которые позволили бы справиться с поручением.

Правильно и бесплатно

Электронная площадка для размещения заказов берет некоторых процент за услуги, которые на ней оказываются. Кроме гарантий от банков или иных обеспечительных взносов, участники платят некоторую сумму владельцам площадки.

С государственными заказами оплата минимальная, если же говорить о коммерческих тендерах, то там все зависит от политики владельцев площадки, определенное влияние оказывает и компания заказчик.

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Некоторые порталы оказывают услуги, ничего не беря с заявителей, их услуги оплачиваются компанией-заказчиком. Крупные организации идут и на такое.

Основная масса как государственных, так и коммерческих тендеров платны, но государственные тендеры, более доступные в этом отношении.

Бесплатные тендеры, как правило, предлагают ограниченный перечень заказов, и их бюджеты символические, и как следствие рассчитаны на ИП или маленькие фирмы.

Сумма затрат определяется еще и способом организации торгов. Используется или электронная система или привычная, когда подаются документы в конвертах, в назначенное время в оговоренном месте пакеты с документами вскрывают. Такие тендеры обойдутся дороже.

Порталы, в частности, государственный устроены так, что в массиве заказов легко выбрать нужный по параметрам.

Какие поставщики и подрядчики могут участвовать в торгах

Это и возведение новых объектов и поставка товаров продовольственного содержания. Следует отметить, что объем госзакупок довольно обширен. Для поддержки бизнесменов малого и среднего масштаба, существует такое правило.

Четыре сектора

Муниципальные заказчики должны не менее 10 и не более 20 процентов годового объема поставок.

Теперь поговорим о том, как можно узнать о государственных закупках. Размещение заказа осуществляется двумя способами. Это проведение государственных торгов в форме аукциона или конкурса и запрос котировок у единственного подрядчика на биржах товарного назначения.

Конкурс — это государственные торги, победителем которых считается тот, кто предложил оптимальные условия осуществления договора. Конкурсы бывают как закрытого, так и открытого типа.

Закрытые конкурсы таковые, поскольку они содержат сведения, составляющие государственную тайну. Информация о том, что проводится конкурс, публикуется в печатном издании официального свойства и размещается на сайте.

Предлагаем ознакомиться:  Что можно вернуть после погашения кредита: проценты и платы

Во-первых, это письменная форма в конверте, который запечатан. Либо это форма документа в электронном виде с указанием наименования лота. При этом, юридическое лицо может не указывать на таком конверте свои атрибуты.

Важно! Заявка на участие в конкурсе должна содержать информацию, которая касается самого участника конкурса и объекта закупок, о которых идет речь. В отношении каждого лота участник имеет право подать одну заявку.

Если есть такая необходимость, то можно отозвать заявку до дня вскрытия конвертов. Если на момент вскрытия конвертов подана одна заявка, либо такие заявки отсутствуют, конкурс должен быть признан как несостоявшийся.

Тем не менее, если есть хотя бы один участник конкурса, то он является победителем. Конкурсная комиссия имеет право вскрыть конверты, содержащие заявки, после чего посматривает их на предмет выявления нарушений. Если таковых дней, в течение 20 дней определяется победитель.

К критериям оценки заявок могут быть причислены.: потребительские свойства или характеристики качества товаров или услуг, расходы на потребление товара, расходы на эксплуатацию товара, периоды поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Также, нельзя исключить такие критерии, как срок предоставления гарантии качества товара, работы и услуги и объем предоставления таковых.

Аукцион.

Восемь пунктов

Аукцион госзакупки представляет собой правомочие на заключение контракта государственного или муниципального уровня.

Аукцион — это государственные торги, победителем которых признается субъект, который предложил наиболее выгодную цену контракта. Аукционы, по аналогии с конкурсами, бывают двух видов: закрытыми и открытыми.

Процедура рассмотрения заявки на участие в аукционе похожа на конкурсную процедуру.

В случае, если лицо признано участником, то на аукционе оно участвует в процедуре снижения максимальной стоимости, которая первоначально была указана в извещении о проведении аукциона. Единицей уменьшения цены считается «шаг аукциона», который составляет 5% цены первоначального вида. Победителем аукциона будет считаться тот субъект, который предложит наиболее низкую цену.

Оформление государственного или муниципального контракта случается не ранее десятидневного срока со дня размещения на сайте протокола аукциона.

Электронный аукцион — это вопрос ближайшего будущего.

Открытый аукцион госзакупки в  форме электронного типа дает право оформить контракт государственного или муниципального уровня. Его проведение обеспечивает оператор электронной площадки во всемирной паутине.

Отличительной чертой такого рода торгов является то, что процесс общения между всеми их участниками происходит посредством сети Интернет.

Для того чтобы человек поучаствовал в таком аукционе, нужно пройти регистрацию на сайте и направить сотруднику электронной площадки сведения и документы определенного содержания.

На основании таких документов оператор в течение пятидневного срока обязан произвести регистрацию участника на сайте или отказать в таковой. О решении, которое принято, оператор должен известить участника.

Для того чтобы поучаствовать в торгах, надо подать заявку, которая должна состоять из двух частей. Комиссия в срок, который не должен превышать одной недели, решает вопрос о том, допустить ли часть участников к торгам на основании рассмотренных заявок.

Аукцион госзакупки проводится на площадке открытого типа в день, который указан в извещении не ранее двух дней со дня окончания рассмотрения первых частей заявок. «Шаг аукциона» колеблется от 0,5 до 1 процентов начальной цены контракта.

К таким требованиям можно отнести то, что член торгов не может дать предложение о стоимости контракта, равное предложению или большее, чем предложение о стоимости  контракта, которые поданы таким участником аукциона открытого типа раньше, а также предложение о цене контракта, которое тождественно нулю.

Кроме того, член аукциона открытого типа не может подавать предложение о цене контракта ниже, чем текущее минимальное предложение. Дополнительно, член аукциона открытого типа не может подавать предложение о цене контракта ниже чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если такое предложение о цене контракта подано этим же участником открытого аукциона.

При проведении такого рода торгов устанавливается период приема предложений от участников, которое составляет 10 минут от начала проведения аукциона до истечении срока подачи предложений и стоимости контракта.

Кроме того, 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение этого времени ни одного предложения о более низкой цене не поступает, то аукцион оканчивается автоматически.

Это происходит путем функционирования программных и технических средств, которые обеспечивали его проведение. Комиссия в течение 6 рабочих дней после опубликования прокола, рассматривает вторые части заявок.

Победитель такого аукциона — это субъект, который предложил наиболее благоприятные условия.

Запрос котировок до суммы по контракту в пределах 500 тысяч рублей.

Запрос котировок — это метод помещения заказа, при котором данные о потребностях в продукции работах или услугах для потребностей  государства и муниципальных образований сообщаются кругу лиц, который неограничен.

Победителем в осуществлении запроса котировок считается тот участник размещения заказа, который предложил наиболее низкую стоимость контракта.

Соответственно, каждый участник подает одну котировочную заявку, при этом изменения в заявке уже не допускаются. Такая заявка рассматривается один рабочий день.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник, который отвечает всем требованиям, которые установлены в извещении. Государственный или муниципальный контракт может быть оформлен не ранее недели со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Участие в программе госзакупок для предпринимателя является значимым событием, т.к. при положительном исходе и победе в тендере, у организации появляется масса преимуществ для дальнейшего развития на рынке.

Законодательство определяет типы торгов и регулирует, может ли ИП участвовать в госзакупках, проводимых на территории федерации.

Непредвзятое распределение заказов обеспечивается несколькими разновидностями торгов:

  1. Открытый конкурс. Широко используется государством. Поиск оптимального исполнителя ведется через печатные и электронные издания СМИ, тематические интернет-ресурсы. Подготавливается большой объем материала. Условия тендера документально фиксируются. Спустя месяц вскрываются поданные заявки. Специальная комиссия определяет победителя.
  2. Запрос предложений.
  3. Аукцион. Существует открытый и закрытый. Критерием выбора исполнителя служит минимальная стоимость работы. Понижение ставок регулируется на законодательном уровне. Конфиденциальность закрытого аукциона позволяет защитить заказчика от сговора.
  4. Закрытый конкурс. Узкая направленность исполнения заказа, конфиденциальность – причины по которым, например, в Казахстане заказчик самостоятельно определяет круг исполнителей.
  5. Закупка у единственного поставщика. Товар может поставляться без НДС с соблюдением всех условий.
  6. Электронный аукцион. Проводится на аккредитованных электронных торговых площадках. Заявка подается через интернет. Информация отслеживается на специальном портале. Применение современных технологий позволяет снизить возможность сговора. Торги ведутся предельно честно. Однако здесь невозможно без ЭЦП физическому лицу принять участие.
  7. Запрос котировок. Быстро оформляется заказ для неограниченного круга лиц на выпуск линейной продукции.

ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.13 определяет, как ИП участвовать в закупках, проводимых государством.

Стоит придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Получить ЭЦП.
  2. Пройти аккредитацию.
  3. Через официальный портал найти тендер, участие в котором подходит под выбранную специализацию.
  4. Внимательно изучить требования к исполнителям.
  5. Оценить риски.
  6. Внести денежное обеспечение по выполнению заявки.
  7. Разработать и подать предложение.
  8. Отследить результаты участия через государственный онлайн-ресурс.

Что такое госзакупки?

Вывод: Федеральное законодательство регулируют, может ли и как ИП участвовать в госзакупках муниципальных, федеральных учреждений в году. Все субъекты хозяйствования имеют право выдвигать предложения по тендерам. Исключение – оборонная промышленность.

Компании, участвующие в тендерах

Некоторые порталы для размещения тендеров предлагают получать сведения о конкурентах, подавших заявки на тот же заказ. Участнику тендера, подавшему заявку, остается лишь отправить запрос, и он получит перечень компаний — конкурентов.

Для каждого аукциона ведется реестра его участников. Ст. 62 ФЗ – 44 определяет перечень сведений, которые должны располагаться в открытом доступе о каждом участнике аукциона.

Перечень широк и касается, например, названия компании или данных физлица, если это ИП. Копии учредительных документов, скрываются от общего доступа. Дается достаточно информации, чтобы проверить факт существования компании через государственные сервисы и избежать мошенничества.

После принятия истечения срока направления заявок на открытый конкурс, дается полный доступ к материалам заявок, поданных всеми участниками, не имеет значения, оформлены они в бумажном виде или в электронном. Доступ дается всем без исключения.

Если речь идет о заключении госконтракта без тендеров, например, муниципальных, по ним ведется отдельный реестр. В системе казночейства хранится база данных по государственным контрактам, по условиям и участникам.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector