12.06.2019     0
 

Наследственные дела вопросы гражданства загс международное право


1.1. Понятие гражданства

граждане данного государства как основной состав населения;

иностранные граждане;

лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды);

лица, не имеющие гражданства (апатриды).

Вместе с тем имеется определенная группа вопросов, которые регулируются на основе международных правовых норм и принципов, например, режим иностранцев, защита национальных меньшинств и коренного населения.

Родившись, человек в большинстве случаев обретает статус гражданства, при этом от самого человека не зависит, на какой государственной территории он родился и гражданами какого государства являются его родители.В обоих случаях под гражданством будет пониматься устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями.

Гражданство представляет собой такой институт, в котором соотносятся нормы национального законодательства и международного права. Помимо национального законодательства по вопросам гражданства существуют двусторонние и многосторонние соглашения государств, которые регулируют вопросы гражданства1.

Термин «гражданство» был провозглашен и юридически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Впоследствии этот институт приобрел международно-правовое значение и стал выражением юридического статуса лица, его государственной принадлежности.Понятие «подданство» изначально было связано с монархией, причем подданный рассматривался как человек, не принадлежащий себе, а подчиненный власти и воле другого лица – монарха или суверена.

Наследственные дела вопросы гражданства загс международное право

Гражданство –это устойчивая политико-правовая связь физического лица с государством. Такая связь характеризуется тем, что государство обладает правами и обязанностями в отношении физического лица и в то же время это лицо обладает правами и обязанностями в отношении государства. Другими словами, лицо может пользоваться правами, предоставленными ему государством, и должно неукоснительно выполнять возложенные на него обязанности.

Гражданство определяет правовое положение личности как внутри государства, так и за его пределами в международном общении.Институт гражданства выполняет как бы двуединую социально-правовую функцию. С одной стороны, гражданство является основанием права на получение защиты со стороны своего государства, с другой — оно выступает в качестве инструмента защиты прав и интересов государства. С гражданством связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция государства, предполагающая ответственность лица перед государством.

Гражданство можно рассматривать как субъективное право лица, и в этом смысле следует говорить о праве индивида на гражданство. Обоснованием такого толкования служат статья 15 Всеобщей декларации прав человека и пункт 3 статьи 24 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которых прямо указывается на это право. Речь идет о гражданстве как о признанном законом отношении лица к конкретному государству.

Гражданство носит устойчивый характер во времени и пространстве: оно начинается, как правило, со дня рождения и сохраняется при нахождении лица на иностранной территории. В международном праве сложилась система принципов, регулирующих вопросы гражданства. Эти принципы нашли свое отражение в обычном праве и международных договорах, в частности в Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года и Европейской конвенции о гражданстве 1997 года.

Основополагающим является принцип, в соответствии с которым каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен гражданства.

Законодательство государств о гражданстве базируется на принципе: каждое государство определяет согласно своим собственным законам, кто является его гражданином. Содержание этого принципа заключается в том, что институт гражданства — прежде всего институт внутреннего права каждого государства. Именно национальное законодательство устанавливает правила и процедуры, связанные с приобретением и утратой гражданства, восстановлением в гражданстве и т.п

В связи с этим в международном праве сложился принцип непризнания двойного гражданства. Следует отметить, что этот принцип не является абсолютным — в некоторых случаях государства сознательно допускают двойное гражданство. Конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года установила правило, в соответствии с которым в случае наличия у лица двойного гражданства государство вправе признать только одно из них.

Принцип единого гражданства означает равенство граждан независимо от способа приобретения гражданства (по рождению, по натурализации и т.д.) и наличия гражданства субъекта федерации. Это связано с тем, что в некоторых федеративных государствах субъекты федерации имеют собственное гражданство, однако оно обладает силой во внутригосударственных отношениях, в международных отношениях признается единое гражданство — самой федерации.

Важным принципом гражданства является принцип невыдачи собственных граждан иностранному государству.

Следующий принцип подчеркивает действие гражданства в пространстве: нахождение за границей не меняет гражданства. При этом время пребывания не имеет значения. Гражданство не утрачивается при постоянном проживании за рубежом, при нахождении там без соответствующего разрешения властей государства гражданства.

Если рассмотренные принципы носят универсальный характер и являются общепризнанными, то действие принципа, гласящего, что вступление в брак и расторжение брака не меняют гражданства (имеется в виду брак с иностранными гражданами), носит достаточно распространенный, но не универсальный характер. В ряде мусульманских стран, а также в странах, где сильно влияние католической церкви (ряд центральноамериканских государств, Боливия, Перу и др.

), законодательство о гражданстве закрепило принцип, согласно которому жена следует гражданству мужа. И хотя еще в 1957 году была принята Конвенция о гражданстве замужней женщины, которая установила, что вступление в брак с иностранцем, расторжение такого брака, изменение мужем гражданства во время брака не влекут автоматического изменения гражданства жены, указанные выше государства ее не подписали.

Права наследования иностранцев в России

Закрепление всех прав по принятию, отказе и иным действиям относительно наследственного имущества содержится в ГК РФ. А именно в статье 1224 изложена позиция, в которой четко определено, что наследование происходит по правилам и законам той страны, где:

  • умер и постоянно проживал наследодатель;
  • находится наследуемое имущество.

Кроме того, независимо от того является ли наследник гражданином РФ, бипатридом (лицом с двойным гражданством) или лицом без гражданства, закон уравнивает перечисленных граждан в наследственных правах. Они имеют полное право на принятие наследства от того наследодателя, который жил постоянно на территории РФ, или если здесь находится большая часть недвижимого имущества, переходящего по наследству.

Неважно абсолютно проживает иностранец или проживал ли когда-либо на территории РФ. Он имеет права на наследство на территории России в любом случае.

Кроме того, права иностранных граждан в России по вопросам наследования защищаются и охраняются законодательно. Например, если известно, что прямой наследник в открывшемся наследственном деле – иностранец, нотариус обязан его оповестить о возникшем у него праве. Для этой цели нотариус может отправить соответствующее уведомление гражданину иностранного государства. Для осуществления поставленной задачи нотариус может сотрудничать с Министерствами и представительствами в государстве пребывания наследника.

Безгражданство (апатризм) представляет собой явление, при котором политико-правовая связь лица с каким-либо государством отсутствует. Основной причиной безгражданства является коллизия принципов права крови и права почвы. Ребенок граждан Бразилии (право почвы), родившийся на территории Франции (право крови), автоматически становится лицом без гражданства.

Апатризм – правовое состояние лица, при котором оно не состоит в гражданстве какого-либо государства.

Определение безгражданства содержится в статье 1 Конвенции о статусе апатридов, принятой в Нью-Йорке 28 сентября 1954 года, гласящей: «В настоящей Конвенции под термином «апатрид» подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона».

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли оформить наследство в МФЦ — оформление наследства в МФЦ по инструкции

Правила наследования иностранцами

В указанном случае термин «гражданин» относится к лицу, которому гражданство было предоставлено государством. В 1961 году в рамках ООН была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 31 декабря 1975 года и нацеленная на установление благоприятных условий для приобретения апатридами гражданства государства постоянного проживания и исключения возможности обретения лицом статуса апатрида при экспатриации. По смыслу Конвенции дети апатридов должны приобретать гражданство по месту рождения, то есть по «праву почвы».

В случае территориальных изменений Конвенция предписывает государствам предусмотреть в договорах о передаче территории гарантии от возникновения безгражданства.

в случае, когда одно государство лишает лица своего гражданства и не предоставляет ему возможность сразу приобрести гражданство другого государства;

при утрате гражданства, если данное лицо добровольно вышло из гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве;

при изменении гражданства женщины по причине вступления в брак, когда в соответствии с законодательством страны ее гражданства она при вступлении в брак автоматически теряет прежнее гражданство;

в определенных случаях вследствие территориальных изменений.

На лиц без гражданства полностью распространяется юрисдикция того государства, на территории которого они проживают. Естественно, апатризм исключает наличие прочной политико-правовой связи лица без гражданства с государством и предоставляет собой отрицательное явление как для государства, так и для апатридов, так как последние ограничены в правах и не могут претендовать на дипломатическую защиту какого-либо государства.

Достаточно распространенным является также наличие лиц без гражданства в результате семейно-брачных отношений. В соответствии с законодательством гражданка Нигерии (жена следует гражданству мужа), вступая в брак с гражданином России (вступление в брак не меняет гражданства), автоматически становится лицом без гражданства.

Различают безгражданство реальное и фактическое. Реальное без-гражданство представляет собой полное отсутствие политико-правовой связи с каким-либо государством (как правило, в результате рождения или утраты гражданства). Фактическое безгражданство имеет место в случаях, когда юридически гражданство не утрачено, но в стране пребывания лицо не имеет документов, удостоверяющих гражданство (действительного паспорта и т.п.), и поэтому регистрируется как лицо без гражданства.

Как и двойное гражданство, безгражданство представляет собой отклонение от правовой нормы. Статус лица без гражданства характеризуется тем, что ни в одном государстве лицо не пользуется всей полнотой прав, присущих гражданину. Обычно лицам без гражданства предоставляется такой же или даже меньший объем прав, которыми пользуются иностранные граждане.

Признавая, что безгражданство есть состояние анормальное, государства предпринимают меры, направленные на сокращение случаев безгражданства.

Основным способом сокращения безгражданства является осуществление внутригосударственных мер. К ним относятся: отказ в выходе из гражданства до получения гражданства другого государства (§ 9 Закона о норвежском гражданстве 1950 г.), предоставление возможности натурализации лицам без гражданства (законодательство практически всех государств), автоматическое предоставление гражданства детям лиц без гражданства, постоянно проживающим в стране, а также детям, чьи родители неизвестны (ст. 12 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»).

Попытки разработки международно-правовых средств, направленных на сокращение случаев безгражданства, успеха не имели. Фактическое отсутствие международно-правового регулирования свидетельствует о том, что в современных условиях достаточно внутригосударственных мер для сокращения случаев безгражданства.

Под статусом (правовым положением) иностранцев следует понимать совокупность прав, предоставляемых иностранцам, и обязанностей, возлагаемых на них.

Права и обязанности иностранцев регулируются различными отраслями внутригосударственного права. Например, личные имущественные права относятся к сфере регулирования гражданского права, вопросы въезда, проживания и передвижения – к сфере регулирования административного права и т.д. В ряде государств основные права и обязанности иностранцев регулируются самостоятельной отраслью права – так называемым правом иностранцев(law of aliens – в США, Auslanderrecht – в ФРГ).

Другие государства издают специальные законы, детально регламентирующие статус иностранцев с момента въезда в страну, их пребывание и выезд (например, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г.). Однако в большинстве государств нормы о правах и обязанностях иностранцев не кодифицированы и составляют сферу регулирования различных отраслей права.

Принципы правового положения иностранцев закрепляются в конституциях отдельных государств. Примером может служить п. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Международное право непосредственно не регулирует права и обязанности иностранцев. Применительно к физическим лицам вообще и к иностранцам в частности его регулятивная роль выступает опосредованно, через нормы внутригосударственного права. Нормы международного права не только обязывают государства предоставить иностранцам определенные права, но и предусматривают ответственность государств в случае их нарушения.

Внутригосударственное регулирование и международно-правовое регулирование тесно связаны между собой. Международное право устанавливает общие положения об обращении с иностранцами, а нормы национального права детализируют эти положения.

Как получить наследство иностранному гражданину

В международном праве отсутствует универсальный договор, регулирующий положение иностранцев. Неоднократно предпринимавшиеся попытки выработки такого договора из-за различия в подходе государств к проблеме прав и обязанностей иностранцев успеха не имели, и единственным соглашением, регулирующим совокупность прав и обязанностей иностранцев, является Межамериканская конвенция о статусе иностранцев 1928 года.

Въезд и выезд иностранцев тесно связан с принципом государственного суверенитета. Государство, исходя из собственных интересов, руководствуясь, в частности, соображениями государственной и общественной безопасности, вправе самостоятельно решать вопрос о допуске иностранцев на свою территорию вообще и об условиях этого допуска в частности.

Реализуя на практике свое суверенное право на допуск иностранцев, государства установили разрешительную (визовую) систему въезда. Сущность визовой системы сводится к тому, что иностранец, желающий въехать на территорию государства, должен предварительно получить явно выраженное согласие, которое оформляется выдачей специального документа, именуемого визой. Подобный порядок позволяет государствам осуществлять контроль за въездом и не допускать на свою территорию нежелательных иностранцев.

Законодательство государств специально предусматривает положения, на основании которых иностранные граждане не допускаются в страну. Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 1996 года устанавливает, что въезд иностранцам в Россию может быть не разрешен, если они нарушили правила пересечения границы, таможенные и санитарные правила, если они не смогли подтвердить наличия средств для проживания в России, и въезд не разрешается, если это необходимо в целях обеспечения безопасности государства, если они были осуждены или выдворены в период предыдущего пребывания или не представили необходимых для въезда документов.

2.1. Двойное гражданство: содержание, основания и проблемы

Гражданство следует рассматривать и как правовую категорию, связанную с населением государства. Необходимо различать фактическое население и население в государственно-правовом смысле. К последнему относятся лишь граждане данного государства, но не только те, которые проживают на его территории, но и находящиеся за рубежом.

При нынешнем состоянии норм международного права о гражданстве, которое главным образом состоит из обычных правил, вопросы приобретения гражданства являются в принципе суверенной областью государства. При этом международно-правовые стандарты в области гражданства должны сосуществовать с принципом невмешательства во внутренние дела государства.

Однако такие вопросы, как гражданство, могут составлять предмет обязательств, взятых государством по отношению к другим государствам, и таким образом, перестают быть исключительным делом государства. В этих случаях вопрос о том, имеет ли государство право действовать определенным образом, приобретает международный характер1.

Наследование имущества иностранцами

– приобретение гражданства по рождению (происхождению);

Предлагаем ознакомиться:  Ограничение в правах опекуна

– приобретение гражданства путем натурализации;

– приобретение гражданства в результате реинтеграции (восстановления), которая может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства;

– приобретение гражданства в результате пожалования, как случая предоставления гражданства за особые заслуги перед государством;

– исключительном порядке, охватывающем трансферт (групповое предоставление гражданства);

– оптация (выбор гражданства).

Основным способом приобретения гражданства является получение его в силу рождения (филиация), что вполне объяснимо: основная масса людей, получив гражданство при рождении, не меняет его на протяжении всей своей жизни.

Для признания у родившегося лица права на гражданство важно, на какой территории он родился либо гражданами какого государства являются его родители. Эти обстоятельства, которые законодательство государств кладет в основу при решении вопросов о приобретении и утрате гражданства, относят к принципам «права крови» (jus sangiunis) и «права почвы» (jus soli).

Согласно принципу «права почвы» (территориальный принцип), гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. «Право почвы», согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и Факультативному протоколу об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, не распространяется на детей иностранных дипломатов и консулов1.

В случае коллизии этих двух принципов возможно возникновение двойного гражданства.

Что касается приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, то порядок приобретения гражданства по рождению регламентирован статьей 12 ФЗ РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»2.

Согласно нормам этой статьи, ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка: «оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка)»;

один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения не известно (независимо от места рождения ребенка)»;

один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранцами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Как видно из приведенного выше, основным принципом приобретения гражданства РФ по рождению является «право крови», однако в последнем случае законодатель применяет территориальный принцип «права почвы» с оговоркой «если государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство».

Другим способом приобретения гражданства является так называемое укоренение, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Международному праву известны индивидуальная натурализация, производимая по заявлению индивида, а также натурализация в силу правопреемства государств.

Натурализация представляет собой приобретение гражданства в индивидуальном порядке по ходатайству заинтересованного лица на условиях, предусмотренных законом. Законодательство о гражданстве, как правило, точно фиксирует условия, которые следует выполнить для получения гражданства. Наиболее распространенное условие — определенный срок проживания в стране до подачи ходатайства о натурализации.

В практике большинства государств этот срок составляет 3 – 5 лет (в России – 5 лет, в Эстонии – 6 лет, в Австрии – 10 лет). Законодательство ряда государств содержит дополнительные условия натурализации – знание языка (США, Россия, Эстония, Беларусь), знание конституции и основных законов (США, Эстония), наличие средств или законного источника существования (Бельгия, Россия, Франция, Беларусь), принесение клятвы на верность или обязательства соблюдать конституцию и законы (Великобритания, Канада, Беларусь).

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» не допускает предоставления гражданства лицам, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации, не имеют законного источника средств к существованию.

Приобретение гражданства в порядке натурализации является добровольным актом волеизъявления со стороны натурализуемого лица. Это выражается как в подаче заявления о натурализации, так и в молчаливом согласии при территориальном изменении государства.

Очевидно, что натурализация без согласия государства невозможна. Также недопустимы односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или лицу без гражданства, как противоправные с точки зрения норм международного права. Такая натурализация считается принудительной и является ничтожной с самого начала.1

Практически во всех государствах в законодательном порядке закреплены определенные предпосылки натурализации, основной из которых является домицилий — ценз оседлости — определенной длительности. Для России такой ценз оседлости составляет 5 лет (п. «а» ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ»). Условие о необходимости фактической связи с государством, или оседлости, содержится в ряде международно-правовых актов.

Если натурализация основана на законе, то она не зависит от личного выбора лица. Натурализация по указанному основанию имеет место в случае усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу. Так, в ряде латиноамериканских государств и в США предусмотрен принцип «лояльности лица в отношении своего государства», согласно которому гражданин теряет первичное гражданство в случае поступления на государственную службу для ведения подрывной деятельности.

в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно государство»;

в связи с разделением одного государства и образованием нескольких государств. 1

при заключении соглашений о репатриации;

при переходе части территории от одного государства к другому, а также при обмене отдельных участков территории между сопредельными государствами»;

при добровольном выборе гражданства – оптации;

при автоматическом изменении гражданства – трансферте, встречавшемся крайне редко, население территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно переходило из одного гражданства в другое, независимо от его согласия».

Своеобразной разновидностью натурализации является восстановление ранее утраченного гражданства. Как правило, она осуществляется на более льготных условиях по сравнению с обычными (меньший срок проживания в стране, упрощенные формальности и т.п.).

Приобретение гражданства в исключительном порядке представляет собой особые способы, отличные от общих правил. Наиболее часто оно имеет место при территориальных изменениях, образовании новых государств. Как правило, при территориальных изменениях оно предусматривается международными договорами, при образовании новых государств — законами этих государств.

Особенностью исключительного порядка предоставления гражданства является то, что возможно предоставление гражданства группам лиц в отличие от индивидуального предоставления гражданства в обычном порядке.

Аномалию среди общепризнанных и общепринятых способов приобретения гражданства представляет собой гражданство Ватикана, которое иногда называют «служебным гражданством». Паспорта Ватикана с указанием ватиканского гражданства имеют только лица, находящиеся на службе Ватикана. При поступлении на службу эти лица не утрачивают гражданства своей страны, но приобретают гражданство Ватикана.

Пропуск срока иностранным наследником

Процедура принятия наследства для иностранцев предполагает вступление в свои права на наследуемое имущество в течение 6 месяцев с момента смерти наследодателя. При этом, как и для граждан России, возможно два способа принятия наследства для иностранца:

  • фактически. Это означает совершение иностранным гражданином – наследником определенных действий в отношении наследственного имущества. Например, уход за ним, оплата расходов на его содержание и т.д.;
  • формально. Это означает, что наследник оформляет наследство документально. Для этого он подает заявление нотариусу и получает свидетельство о праве наследования.

Для иностранного гражданина приемлемы оба способа. Однако на практике фактически принять наследство иностранному гражданину бывает сложно. Он проживает в другом государстве, и заниматься самостоятельно содержанием и использованием наследственного имущества постоянно иногда просто невозможно. Именно поэтому предпочтительнее оформить свидетельство о праве на наследство.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько нужно ждать от подачи заявления в загс до регистрации

Оно будет достоверно подтверждать права наследника – иностранца даже в его отсутствие в России . Если приехать в Россию для принятия наследства лично у иностранного гражданина нет времени или возможности, он может прибегнуть к помощи представителя. Для этого необходимо оформить доверенность на лицо, которое будет представлять интересы иностранного гражданина по вопросам наследования. Представитель может полностью оформить наследство в собственность иностранного гражданина и выполнить за него все необходимые действия.

Для получения имущества в наследство иностранному гражданину необходимо заплатить госпошлину за оформление свидетельства о праве на наследство. Кроме того, иностранец может прибегнуть к помощи нотариуса по защите и охране наследственного имущества, так как сам этого сделать не может. Оплата дополнительных и обязательных расходов осуществляется иностранным гражданином в валюте и по тарифам страны, в которой происходит процесс наследования.

Если иностранец – наследник не успел лично или через представителя обратиться к нотариусу для открытия наследственного дела или фактически принять наследство вовремя, срок считается пропущенным. Это означает, что обращаться к нотариусу такому наследнику уже нет смысла. Для доказательства права на принятие переходящего в порядке наследования имущества иностранному наследнику нужно предъявить доказательства российскому суду в том, что причина пропуска была уважительной.

Часто иностранный гражданин не вступает в наследование вовремя по причине неосведомленности о смерти наследодателя. Особенно это возможно, если наследование происходит по завещанию. В него наследодатель может включать любых наследников, по его личному желанию. Именно поэтому гражданин может просто не знать о том, что он включен в какое-либо завещание, особенно если он проживает в другой стране.

Защита своих прав на наследство в суде иностранным гражданином происходит в таком же порядке, как и в случае с гражданами России.

Суд может признать право иностранного гражданина на наследство сразу же или продлить срок для принятия наследственного имущества.

Таким образом, иностранный гражданин может быть наследником умершего наследодателя – гражданина России и принять в наследство имущество, находящееся на территории России. Он подчиняется тем же правилам, что и граждане страны, но и несет аналогичные обязанности. Гражданин другого государства имеет право прибегнуть к помощи представителя, действующего по доверенности.

1.3. Утрата гражданства

Практике государств известны две основные формы утраты гражданства: выход из гражданства и автоматическая утрата гражданства. Лишение гражданства, то есть прекращение политико-правовой связи физического лица с государством по инициативе последнего, носит характер наказания и не является типичным в современных условиях.

В связи с общепризнанной нормой о том, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства, большинство государств отказалось от такого способа утраты гражданства, и в настоящее время он встречается редко.

Выход из гражданства представляет собой юридически оформленное прекращение политико-правовой связи лица с государством по просьбе этого лица. Решение о выходе из гражданства принимают, как правило, те же органы, которые осуществляют прием в гражданство.

Выход из гражданства не имеет ничего общего с отказом от гражданства. Законодательство государств не содержит положений об одностороннем, без согласия государства, отказе от гражданства. Выход из гражданства предполагает наличие желания лица выйти из гражданства и согласия государства на подобный акт. Поэтому заявление лица об отказе от гражданства не порождает юридических последствий.

Выход из гражданства может быть обусловлен выполнением неисполненных ранее обязательств перед государством (например, воинской обязанности), финансовых или иных имущественных обязательств перед государством юридическими и физическими лицами (например, возврат кредитов и т.п.). По общему правилу не допускается выход из гражданства лица, которое привлечено в качестве обвиняемого или если в отношении его вступил в законную силу обвинительный приговор суда (п. 5 ст.

Автоматическая утрата гражданства в известном смысле является разновидностью выхода из гражданства. Ее своеобразие связано с тем, что явно выраженное согласие лица (путем заявления или подачи ходатайства) выйти из гражданства может отсутствовать. Однако предполагается, что лицо обязано знать: совершение им определенных действий без согласия государства гражданства приводит к автоматической утрате гражданства. Коль скоро лицо совершает эти действия, считается, что оно молчаливо согласилось с утратой гражданства1.

а) добровольное приобретение гражданства другого государства;

б) приобретение гражданства путем предоставления ложной информации;

в) добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

г) поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства;

д) отсутствие подлинной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей.

Утрата гражданства возможна в результате добровольного выхода из гражданства – экспатриации, которая бывает свободной и разрешительной.В настоящее время во многих государствах мира свободная экспатриация не запрещена, так как право лица на свободный выход из гражданства закреплено в статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.

Разрешительная система выхода из гражданства заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетентного государственного органа по заявлению заинтересованного лица, причем в некоторых государствах требуется подтверждение того, что лицо приобретает новое гражданство.

Утрата гражданства возможна и при денатурализации, то есть принудительном лишении гражданства натурализованных лиц государством, которая в большинстве государств производится в соответствии со специальными внутригосударственными правовыми актами, в основе которых лежит принцип утраты связи натурализованного лица с государством, предоставившим ему гражданство.

Принудительное лишение гражданства в силу закона может осуществляться автоматически без всякого производства по делу, в частности, по причине неопределенно долгого пребывания за границей, особенно в государстве прежнего гражданства. Причиной денатурализации могут послужить сообщение заведомо ложных сведений при натурализации, грубое нарушение прав гражданина и другие причины.

2.3. Международно-правовое регулирование статуса иностранцев

Важным шагом на пути упрощения визовых формальностей стало введение в действие в 1993 году Конвенции по применению Шенгенского соглашения, заключенного 14 июня 1980 г. между правительствами Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, ФРГ и Франции в целях постепенной отмены контроля на общих границах, 1990 года (Италия присоединилась в 1997 г.

), которую иногда называют Конвенцией об открытых границах. Содержание Конвенции сводится к тому, что виза, полученная для въезда в одну из стран-участниц (так называемая шенгенская виза), действительна и для других стран. Поэтому въехавший, например, в ФРГ турист может свободно передвигаться по территориям других стран-участниц. Создана как бы общая внешняя граница, на которой осуществляется паспортный и таможенный контроль, внутренние границы пересекаются без контроля.

Другого рода меры связаны с установлением безвизового въезда, что еще раз подтверждает суверенное право государства на установление правил въезда. Установление безвизового въезда может осуществляться в одностороннем порядке (для следования транзитом, для туристов) или, что бывает чаще, на основе многосторонних и двусторонних соглашений.

Общепризнанным является право иностранца в любое время покинуть страну пребывания. Однако государство вправе не разрешить выезд иностранцам, которые задержаны в качестве подозреваемых, или привлечены к ответственности в качестве обвиняемых, или осуждены за совершение преступления. Государство вправе обусловить выезд выполнением обязательств перед государством, юридическими и физическими лицами, например уплатой налогов и сборов, возвращением долгов и т.п. (ст. 28 Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 1996 г.).


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector