Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
ДТП, наезд на пешехода: всегда ли виноват водитель, что будет, если произошло с участием и по вине пешехода на пешеходном, закончилось смертью, пешеход скрылся, экспертиза и права
 16.06.2019     0
 

ДТП с участием пешехода в 2019 году: причины, определение вины и ответственность


Нежелательные действия при ДТП

Важно! Нельзя скрываться с места ДТП, независимо от того, пешеход виноват в ДТП или водитель, есть ряд обязательных рекомендаций, которые следует соблюдать:

  • Убирать машину с места аварии категорически нельзя. Даже перемещение автомобиля на незначительное расстояние является фактом нарушения ПДД, которое наказывается лишением прав от года до двух.
  • Нельзя самостоятельно оказывать доврачебную помощь, если нет специальных навыков. Кроме того, если нет возможности дождаться скорую помощь, при сильных повреждениях пострадавший отвозится попутным транспортом, использовать свою машину не рекомендуется.

Чтобы ни случилось, вы должны прежде всего вызвать сотрудников ГИБДД и спокойно дождаться их приезда.

После проведения на месте обязательных следственных действий, сбора фактов и доказательств аварии, будет вынесено решение и предъявлено

Предлагаем вам ознакомиться с перечнем последовательных действия по факту происшествия , если пешеход виноват в аварии.

До приезда ГАИ:

  • Даже, если пешехода сбила машина, и он уверил водителя в том, что все нормально, лучше всего вызвать полицию. Так как пешеход может по пришествии домой грамотно составить заявление о наезде с указанием номера автомашины и данных об автовладельце. В этом случае, автовладелец будет обвинен в наезде и будет считаться скрывшимся с места ДТП.

В качестве одного из вариантов можно рассмотреть написание пешеходом расписки об отсутствии претензий.

В таких расписках главным фактом в пользу водителя является указание записи о том, что пешеход признает свою вину, также данная расписка является соглашением об обоюдном примирении сторон.

Но, есть один существенный нюанс: в суде такие “документы” не имеют никакой юридической силы, а наличие различных повреждений на автомашине – лишь доказательство вины автовладельца. Не нужно экономить время, лучше сразу же обратиться в 02 и постараться найти свидетелей происшествия, особенно в случае сильного повреждения пешехода. Возможно в дальнейшем это поможет вам выиграть суд и доказать невиновность.

  • Также необходимо переписать данные очевидцев, которые желают дать показания и являются свидетелями не только ДТП, а и дальнейших событий. О факте незаинтересованности свидетелей скажет то обстоятельство, что они сами сообщат ГАИ о желании свидетельствовать. Как правило, показания свидетелей не берутся по месту, берутся лишь данные свидетелей (имя, отчество и фамилия, адрес, телефоны и пр.) для того, чтобы вызвать свидетелей отдельно и снять показания по данной аварии в процессе следствия.
  • До приезда работников ГАИ, если было торможению юзом, необходимо выставить аварийный знак перед началом юза – это будет свидетельствовать о том, что была попытка предотвращения аварии, а длина тормозного пути позволит эксперту рассчитать скорость, с которой двигался автомобиль.
  • Для наиболее эффективного автотехнического исследования необходимо сохранить осколки стекла, пластика и прочих элементов автомобиля на проезжей части нетронутыми, на основании таких данных эксперт сделает вывод о месте и образе касания пешехода и автомобиля в момент аварии.
  • Место аварии должно быть сфотографировано с изображением на фото всех важных деталей и нюансов, которые связаны с местоположением потерпевшего и транспортного средства.

Итак, страшный «сон» всех автовладельцев претворился в жизнь: наезд на человека совершен. Что делать? Подробный порядок действий описан в ПДД РФ п.2.6.

В первую очередь, вне зависимости от того, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие, водитель ТС обязан оказать первую помощь пострадавшему. То есть, как минимум нужно выйти из машины и осмотреть пешехода.

После этого необходимо вызвать бригаду скорой помощи или доставить сбитого человека до ближайшей больницы на собственной машине (можно на попутке). В приемном покое водитель авто обязан оставить свои координаты, а также регистрационные данные на машину.

В обязанности водителя, участвующего в таком дорожно-транспортном происшествии, входит сбор контактных данных с очевидцев произошедшей ситуации.

И только после этого лицо, управляющее ТС, должно позвонить в страховую компанию (по каско или ОСАГО), чтобы известить их о происшествии.

Вполне вероятно, что страховики пришлют на место комиссара, который объективно осмотрит место ДТП и поможет в заполнении необходимой документации.

Примечательно, что если наезд совершен по вине водителя, именно страховая будет выплачивать компенсацию пострадавшему. Максимальная сумма данной выплаты – 500000 рублей.

Если авария произошла не на пешеходном переходе

На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

ДТП с участием пешехода в 2019 году: причины, определение вины и ответственность

То есть при наезде на «зебре» виновным признают автомобилиста, даже если пешеход перебегал на красный свет. Тем более придется отвечать водителю, который сам ехал на запрещающий сигнал светофора.

Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Если он этого не сделал, совершил наезд, придется отвечать как виновнику ДТП. И в отсутствие у пешехода травм автомобилиста накажут как минимум по статье 12.18 КоАП, то есть возьмут штраф 1500 — 2500 р.

Согласно ПДД, пешеходный переход — это зона дорожного полотна, где приоритет отдается лицу, передвигающемуся пешком. ДТП на переходе — дорожное происшествие, предполагающее наличие движущегося транспортного средства (ТС) и пешего гражданина. Независимо от причины столкновения, при аварии на переходе фактически при любых обстоятельствах виновным является водитель автомобиля (кроме ситуации, когда гражданин сознательно бросается под колеса). Вследствие этого в зависимости от тяжести ущерба, законодательство предусматривает такие виды ответственности:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Поскольку меры, применяемые к нарушителю, могут иметь существенные различия, стоит подробнее рассмотреть, что грозит водителю, который сбил человека на пешеходном переходе.

Данная ответственность прописана в Кодексе об административных правонарушениях ОФ (КоАП РФ), в ст. 12.24, и предусматривает:

  • ДТП, причинившее небольшой ущерб здоровью: штраф 2,5 – 5 тыс. руб. или лишение прав на 1 — 1,5 года;
  • наезд на человека, закончившийся уроном здоровья средней тяжести: штраф 10 — 25 тыс. руб. или изъятие водительского удостоверения на 1,5 — 2 года.

Легкий вред здоровью квалифицируется при кратковременном (не дольше 21 дня) его ухудшении, средний вред — при неопасном, но длительном (более 21 дня) расстройстве здоровья.

Это наиболее серьезная мера ответственности, привлечение к которой осуществляется при нанесении серьезного урона здоровью вплоть до летального исхода. Меры наказания регулируются ст. 264 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

УК РФ разделяет ответственность за урон здоровью, причиненную водителем как в абсолютно трезвом виде, так и в состоянии алкогольного опьянения:

  • если виновный водитель был трезв, применяется одна из следующих мер:
    • ограничение свободы до 3 лет;
    • принудительный труд до 2 лет;
    • арест до полугода;
    • лишение свободы до 2 лет;
  • если нарушитель ПДД был пьяным:
    • принудительный труд до 3 лет;
    • тюремное заключение до 4 лет.

Самая жесткая санкция, предусмотренная УК РФ, применяется при причинении смерти потерпевшего.

ДТП на пешеходных переходах, по статистике, являются не самыми распространёнными. Чаще всего люди попадают под машины при других обстоятельствах:

  • при пересечении трассы в неположенном месте;
  • при движении по обочинам;
  • при нахождении в зоне автомобильного движения во дворе;
  • на парковках и стоянках автотранспорта.

В таких случаях автомобилист может избежать наказания за ДТП — если сумеет доказать, что не является виновником аварии. Автомобилист может апеллировать к тому, что пешеход сам нарушил ПДД, не убедился в отсутствии движущегося транспорта и безопасности своего манёвра и т.д. Самым весомым доказательством здесь будет запись происшествия с видеорегистратора.

Пешеход виновен в ДТП

Вред здоровью легкой или средней тяжести Штраф: 1000-1500 рублей
Вред здоровью тяжелой степени Уголовное наказание и возможное лишение свободы сроком до двух лет
Смерть пострадавшего Уголовное наказание и лишение свободы сроком до четырех лет
Смерть двух пострадавших Уголовное наказание и лишение свободы сроком до 7 лет
Предлагаем ознакомиться:  Росреестр электронная регистрация сделки в сбербанке

Кроме того, что он может погибнуть под колесами авто, нарушитель правил может еще быть наказан и финансово, хотя зачастую это достаточно сложно реализовать на практике. Согласно закону обязанность возмещения любого ущерба возлагается на то лицо, которое является виновным в случившейся аварии. В случае, если ДТП произошло из-за умышленных нарушений ПДД пешеходом, то компенсировать ущерб должен в таком случае он.

Основание для такой ответственности на пешехода – это статья 1064 ГК РФ, согласно которой обязанность возместить вред возлагается на виновного, независимо от того, кто это – водитель автомобиля или пешеход.

Именно наличие вины выступает здесь главным фактором.

Такую же позицию занимает и Конституционный суд РФ. В 2012 году высшей судебной инстанцией было вынесено четкое определение по данному поводу: пешеходы, которые нарушили ПДД и стали виновниками ДТП, не освобождаются от положенной ответственности за причиненный в той или иной ситуации материальный ущерб.

Таким образом, действует обоюдная ответственность, если водитель нанес вред жизни и здоровью пешехода – он должен его компенсировать, пешеход же обязуется возместить нанесенный своими действиями материальный ущерб водителю ТС.

Если авария привела к тяжёлым увечьям или смерти

Если в результате указанного ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено максимальное наказание, которое прописано в УК РФ. Статья 264 УК РФ, в том числе, дифференцирует наказание в зависимости от наличия алкоголя в крови виновного водителя.

Меры воздействия ужесточаются, если в результате аварии погибли два и больше человек. Максимальное наказание для трезвого водителя — заключение до 7 лет, для пьяного — до 9 лет. Стоит отметить, что под состоянием опьянения представители закона подразумевают не только наличие в крови этилового спирта, но и результат воздействия наркотических, психотропных или психоактивных веществ.

Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.

Автомобилист является обладателем источника повышенной опасности, что уже повышает его ответственность в сравнении с идущими пешком людьми. Ведь при столкновении машины и человека во всех случаях сильнее пострадает второй. Поэтому водителя признают виновным в аварии, если:

  • Он не пропустил того, кто шел через регулируемый переход на зеленый. Это происходит из-за невнимательности, плохого обзора дороги, превышения скорости.
  • Сбил человека, идущего по «зебре», где нет светофора. Причины ДТП те же, плюс игнорирование пункта 14.1 ПДД.
  • Наехал при повороте или въезде на прилегающую территорию. Пешехода может быть не видно из-за припаркованных автомобилей, затора. Иногда водитель по незнанию уверен, что не должен уступать в обеих ситуациях, но это не так.
  • Сбил человека вне «зебры». В данном случае будут оцениваться обстоятельства, при которых это произошло. Если водитель нарушил правила, то есть лихачил, был нетрезв, его признают виновным.

«Безлошадные» участники дорожного движения иногда сами виноваты в том, что на них наехала машина. Подобное фиксируется, когда пешеход:

  • перебегает дорогу по переходу, но на красный сигнал светофора;
  • переходит ее там, где это запрещено.

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом … ,повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Автомобилист имеет право подать на него в суд с тем, чтобы нарушитель оплатил ремонт машины. А если водитель получил тяжелые травмы или погиб, наказывать виновника будут по Уголовному Кодексу, а это лишение свободы на срок до 2 — 4 лет.

ДТП на зебре

Гибель человека под колесами авто может закончиться для водителя наказанием по статье 264 Уголовного Кодекса:

  • до 4 лет тюрьмы он получит, если пешеход умер от полученных в аварии травм или погиб на месте;
  • от 2 до 7 лет лишения свободы грозит бывшему за рулем пьяным автомобилисту за то же самое;
  • если погибших двое и больше, водитель может сесть в тюрьму на срок до 7 лет;
  • пьяный автомобилист, погубивший более одного пешехода, лишится свободы на 4 — 9 лет.

Помимо основного наказания у него отберут права на 3 года. Но все это возможно только в случае, если автомобилиста признают виновным. У него есть шанс избежать уголовного наказания. Это добровольная выплата компенсации родственникам сбитого пешехода, договоренность об отсутствии претензий к нему и примирении в соответствии со статьей 25 УК РФ.

То есть платить водителю придется вне зависимости от того, виновен он в аварии или нет. Сам автомобилист тоже может подать иск о выплате денег на ремонт авто, поврежденного спровоцировавшим происшествие пешеходом.

Причины возникновения аварий с участием не только водителей и их пассажиров, но и случайных граждан, находящихся вне ТС, разнообразны. Опять же информация касательно этого вопросам изменяется.

Причем все подобные ДТП возможно по типу лица, виновному в возникновении аварии, разделить на две основные категории:

  • когда виновен водитель;
  • в качестве виновного выступает именно пешеход.

ДТП с участием пешехода в 2019 году: причины, определение вины и ответственность

При этом относительно нечасто имеют место какие-либо сторонние факторы которые каким-либо образом влияют на возникновение дорожно-транспортного происшествия.

Очень часто причиной возникновения ДТП являются именно водители. В первую очередь потому что сам автомобиль изначально является объектом, который несет повышенную опасность для всех окружающих людей. Также нередко водители пренебрегают правилами дорожного движения.

Наиболее частые нарушения, которые приводят к подобного рода ситуациям, когда водитель становится виновником ДТП, выглядят следующим образом:

  • имеет место превышение предельно допустимой скорости движения;
  • отсутствие факта снижения скорости перед пешеходным переходом;
  • имеет место неисправность автомобиля.

Причем именно неисправность автомобиля стоит отнести как раз к случайным факторам. В то же время инспектор ГИБДД, который прибывает на место происшествия, может посчитать иначе.

Соответственно, статистика, составленная на основании данных, полученных в ГИБДД, далеко не всегда является объективной.

Это позвьолит снизить вероятност возникновения различных сложных ситуаций, имеющих отношение непосредственно.

Снизить вероятность возникновения ДТП возможно будет именно за счет соблюдения всех ПДД, а также максимальной внимательности на дороге.

Также достаточно часто дорожно-транспортные происшествия возникают именно по вине самого пешехода.

Частыми причинами возникновения подобного рода ситуации являются следующие:

  • алкогольное опьянение самого пешехода;
  • отсутствие фактора соблюдения правил дорожного движения;
  • переход на красный сигнал светофора или же нечто другое.

Именно алкогольное и иное опьянение становится чаще всего причиной возникновения ДТП, причем нередко со смертельным исходом. Так как в таком состоянии в большинстве случаев человек попросту не адекватно воспринимает действительность, пространство и время.

Относительно часто ДТП случается просто по причине падения пешехода с тротуара под колеса движущегося на большой скорости авто — водитель попросту не успевает реагировать на происшедшее.

Ещё одна частая причина возникновения ДТП — пешеход пересекает дорожное полотно в месте, где движение автотранспорта осуществляется со скоростью 60-90 км/ч.

Соответственно, опять же водитель не всегда успевает нажать на тормоз даже если относительно далеко заметил факт наличия пешехода.

Следует учесть, что судебная практика по поводу ДТП с участием пешеходов очень обширна, сложна и неоднозначна. Именно поэтому оптимальным решением является банальное недопущение таковых ситуаций.

Отдельно стоит отметить, что водитель в большинстве случаев все равно понесет наказание — так как изначально использует средство повышенной опасности (автомобиль).

Суд всегда принимает данный фактор во внимание. Со всеми особенностями, нюансами нужно будет разобраться предварительно.

Причем в случае, если необходимо будет защитить свои интересы, лучше всего обратиться к квалифицированному юристу. Это позволит не допустить различного рода проблем, затруднительных ситуаций.

Мера ответственности за такое ДТП опять же определяется только в судебном порядке. При этом судебный орган ориентируется в первую очередь именно на имеющуюся практику по этому вопросу, а также на законодательство — КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ.

Так как в случае, если имеют место тяжелые травмы или же гибель участника ДТП — обязательно возникает уголовная ответственность.

Пешехода

Случаи, когда виновным в происшествии выступает именно пешеход, не так уже и редки. Соответственно, таковой обязательно несет ответственность за свои действия на дороге, поступки.

ДТП с участием пешехода в 2019 году: причины, определение вины и ответственность

В каждом случае ответственность определяется индивидуально судом. Обычно максимально, что грозит пешеходу за нарушение ПДД — 1 000 рублей.

Предлагаем ознакомиться:  Взыскание упущенной выгоды: изменения в законодательстве и судебная практика

Но если по вине такового имеет место возникновение ущерба или же тяжкого вреда здоровью иных участников дорожного движения — то наказание будет в разы серьезнее.

Имеет место легкий или же средний вред здоровью водителю, пассажирам, иным лицам, являющимся участниками дорожно-транспортного происшествия штраф в размере от 1 до 1.5 тыс. рублей
Тяжкий вред здоровью или же гибель назначается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы)
Если имеет смерть уже двух или же большего количества людей назначается ответственность в виде реального тюремного срока вплоть до 7 лет

Соответственно, пешеходам стоит быть не менее осторожными, чем водителям. Так как ответственность последних подразумевает серьезные меры наказания. Вплоть до помещения в места лишения свободы.

Водитель при наезде на пешехода или же причинение ему травм иным образом в ДТП также несет серьезную ответственность. Она будет попадать под определенный нормативно-правовой документ в зависимости от самых разных факторов.

Наезд на пешехода с летальным исходом

Наказание водителя за наезд на пешехода, который привёл к тяжёлым увечьям или смерти зависит от многих факторов

Причины и статистика аварий с пешеходами

Факты свидетельствуют, что виновником ДТП чаще становится водитель, однако и пешеходы тоже нередко нарушают правила дорожного движения. Статистика ДТП с участием пешеходов в последние годы имеет отрицательную динамику, но, несмотря на это, цифры остаются высокими. В результате контакта транспортных средств с пешеходами, смертность последних составляет около 10 процентов. Чтобы статистика аварий в России за 2019 год улучшилась, в регионах РФ власти применяют разные меры:

  • устанавливается дополнительное освещение на пешеходных переходах;
  • строятся подземные переходы;
  • ремонтируются дороги;
  • ведется разъяснительная работа для повышения грамотности населения.

ДТП с участием пешехода в 2019 году: причины, определение вины и ответственность

Один из важнейших моментов — это профилактика ДТП с участием пешеходов. С этой целью в школах проводятся тематические занятия, на которых подросткам разъясняют ПДД.

  • за тяжкий вред здоровью — ограничение или лишение свободы на 3 или 2 года соответственно, арест на полгода, два года принудительного труда;
  • за причинение смерти — до 4 лет принудительного труда или до 5 лет тюрьмы;
  • за причинением смерти двум и более людям — до 5 лет принудительного труда или до 7 лет тюрьмы.

Выбор наказания в первую очередь будет зависеть от наличия отягчающих обстоятельств. Если водитель, сбивший пешехода, был пьян, уже получал административные наказания за те же деяния, оставил место ДТП и бросил человека в опасности, размер наказания, вероятнее всего, будет увеличен. Если же водитель, напротив, остался на месте аварии и оказал пострадавшему помощь, вызвал скорую помощь и ГАИ, зафиксировал все обстоятельства ДТП и предоставил их органам дорожной безопасности, а также постарался доказать неумышленность своего деяния — наказание могут снизить до минимального.

Выставление знака при наезде на пешехода

Юристы советуют автомобилистам первым делом остановить свою машину, включить «аварийку» и выставить соответствующий знак

Если авария с участием пешехода уже произошла, водитель может постараться минимизировать её последствия.

Нужно попытаться оказать первую помощь пострадавшему. Везти его в больницу самостоятельно стоит только в случае реальной угрозы жизни. В иных ситуациях лучше вызвать скорую помощь и дождаться квалифицированных медиков, чтобы ещё сильнее не навредить пострадавшему.

Водителю следует проверить, записался ли момент аварии на видеорегистратор. Если устройства нет в машине у самого участника ДТП, можно попросить помощи у свидетелей происшествия. Также желательно снимать всё происходящее на телефон или планшет.

Кроме того, водитель может начать сбор доказательств своей невиновности. К примеру, зафиксировать, что пешеход переходил дорогу в неположенном месте или был пьян. Можно также оценить ущерб, который получил сам водитель и его имущество — потом он сможет подать встречный гражданский иск.

  • В то время, когда будет составляться протокол, необходимо находиться рядом со следователем, для того чтобы наблюдать за цифрами, которые указываются в протоколе при замерах рулеткой. Схема и протокол подписываются водителем. Поэтому необходимо детально все изучить. Также водитель имеет право вносить коррективы в протокол и схему, если имеются неточности или указана неверная информация и детали происшествия. Приветствуется присутствие адвоката на месте происшествия.
  • Сотрудникам ГАИ не нужно грубить и пререкаться, рекомендуется вести себя адекватно и сдержанно. Если вы не согласны с протоколом, позже можете обжаловать штраф ГИБДД, а для начала необходимо требовать внесения уточняющих пояснений в протокол или составленную типовую схему дорожной аварии.

Сотрудники ГАИ составляют протокол после опроса участника, потерпевшего и, если есть возможность, свидетелей.

Очень важно, чтобы в протоколе фиксировалось положение автомобиля и потерпевшего после аварии, а также: положение свидетелей при ДТП и место, где лежат вещи пострадавшего.

  • Необходима фиксация тех условий и препятствий на дорожном полотне, которые могли бы стать предпосылкой к аварии. Максимум детализации – это очень хороший способ доказать свою невиновность при ее состоятельности, так как нередки случаи умышленного создания аварийной ситуации со стороны пешехода, ложных свидетельств со стороны очевидцев и пр.
  • Необходимо предоставить имеющиеся данные с видеорегистраторов или веб-камер внешнего наблюдения (устанавливаются на улицах) и пр. Это поможет в восстановлении полной картины происшествия.

В настоящее время существует распространенная ситуация, когда водителя обвиняют В ДТП, которое он не совершал. Именно поэтому, очень важно знать порядок тех действий, которые могут помочь доказать невиновность в ДТП и помогут установить вину пешехода, если она присутствует.

Чаще место ДТП покидают сбившие человека автомобилисты, но подобное может совершить и пешеход. Одни это делают из-за боязни понести ответственность за аварию, другие находятся в шоке и не могут дать отчет в своих действиях.

Водителю в таком случае после включения «аварийки» и установки знака стоит позвонить в ГИБДД, описать ситуацию. Дежурный скажет либо ждать инспектора на месте, либо ехать для оформления аварии в отдел.

Автомобилисту следует также найти очевидцев происшествия, записать их данные, сделать фото машины, места ДТП (знаков, разметки, других авто и т.д.). Нужно также позвонить в свою страховую компанию.

А после приезда инспектора дать ему письменные объяснения. То есть аварию необходимо оформить по закону, нельзя просто уехать. Ведь пешеход может опомниться и на другой день подать заявление в ГИБДД о наезде. А автомобилиста обвинят в оставлении места ДТП, неоказании помощи пострадавшему.

Чаще всего виновником аварии на пешеходном переходе являются водители. Это случается по следующим причинам:

  • превышение скорости;
  • нарушение ПДД;
  • плохая видимость на нерегулируемом переходе;
  • отсутствие навыков вождения;
  • внезапный острый приступ какого-либо заболевания, например, инфаркт;
  • сильнейшее утомление, как следствие — отсутствие адекватных реакций;
  • неисправность ТС;
  • сложные дорожные условия, например, гололед.

Авария по вине пешехода может быть спровоцирована:

  • несоблюдением ПДД;
  • алкогольным или наркотическим опьянением;
  • резким ухудшением самочувствия.

Очевидно, что фактор случайности присутствует как при виновности водителя, так и пешехода. Но, по статистике, процент таковых ДТП гораздо меньше, чем аварий, спровоцированных другими причинами.

Статистика автокатастроф на пешеходных переходах с участием пешеходов по данным ГИБДД по РФ за 2017 год (данные взяты с официального сайта ГИБДД):

  • количество ДТП — 19591, из них:
    • по вине водителей — 16871;
    • по вине пешеходов — 1733;
  • число погибших — 1076 человек;
  • число раненых — 19569 человек.

Для сравнения те же показатели за 2016 год:

  • ДТП — 18498, из них:
    • по вине водителей — 15573;
    • по вине пеших людей — 1639;
  • погибшие — 1024 человек;
  • раненые — 18498.

Анализ приведенных данных показывает неутешительную тенденцию роста ДТП на пешеходных участках. Процентное соотношение виновных водителей и виновных пешеходов остается на одном уровне.

Ответственность за смерть пешехода

ДТП с участием пешехода в 2019 году: причины, определение вины и ответственность

Возмещение ущерба пострадавшей стороне может быть осуществлено разными способами:

  • непосредственно на месте — достигаются договоренности между всеми участниками ДТП (вызывать ГИБДД нет необходимости);
  • если самостоятельно договориться не удается либо имеет место тяжкий вред здоровью, смерть — то обязательно будет иметь место проведение судебного заседания и определение виновных в возникновении таковой ситуации.

После вынесения судебного решения гражданину необходимо будет погасить назначенный ему долг. Процесс таковой имеет свои тонкости, особенности.

ДТП на «зебре»

ДТП на зебре

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях водитель обязан предоставить пешеходу преимущество на «зебре»

Если автомобилист сбил пешего прохожего в зоне действия перехода, ответственность за это будет полностью лежать на водителе. За нарушение этой нормы, даже если пешеход не пострадал, водитель получит штраф в размере 1 500 – 2 500 рублей.

Если по вине водителя, не пропустившего человека на «зебре», пострадает имущество пешехода или ему будет нанесён моральный вред, он может предъявить водителю гражданский иск. При этом сумму ущерба обязана будет выплатить страховая компания автовладельца. Порядок и объём возмещения, а также прочие характеристики будут зависеть от того, какой полис оформлен у автовладельца — ОСАГО или КАСКО.

Предлагаем ознакомиться:  Трудовой спор договорная подсудность

Что можно выяснить с помощью экспертизы

При серьезных последствиях аварии, нежелании признавать вину водителя или пешехода назначают автотехническую экспертизу. Она позволит выяснить:

  • скорость ТС в момент наезда;
  • наличие или отсутствие возможности у водителя затормозить;
  • расстояние между авто и пешеходом в момент начала движения последнего;
  • мог ли человек избежать наезда на него при торможении ТС;
  • выполнил ли автомобилист требования ПДД.
дтп с пешеходом
Проведение экспертизы при ДТП с пешеходом

Если пешеход погиб, проводят судебно-медицинскую экспертизу, которая позволит выяснить, не был ли он пьян в момент наезда, а также многое другое. Для получивших травмы тоже назначают соответствующее обследование, помогающее установить степень вреда здоровью.

Если пешеходу был нанесён лёгкий вред

Непосредственно от последствий ДТП зависит компенсация пострадавшему пешеходу. Человеку может быть причинен имущественный или моральный вред, а также может пострадать его здоровье (в разной степени) или он может погибнуть. Часть денежной компенсации за ДТП с участием пешеходом покрывает ОСАГО.

Имущественный ущерб бывает двух видов: повреждение и уничтожение. При повреждении имущества пешеход может рассчитывать на возмещение расходов на его восстановление. Если вещи и предметы были уничтожены в ДТП, пешеходу компенсируется их стоимость.

Говоря о возмещении вреда здоровью пешехода при ДТП, речь ведется о покрытии трат на лечение, медикаменты, восстановление, компенсацию утраченной выгоды, потерянного заработка. Сумму, которую должен возместить водитель автомобиля, наехавшего на пешехода, определяет суд. Решение принимается на основании чеков, медицинского заключения, справки о доходах, прочих бумаг.

При гибели пешехода, помимо расходов на похороны, виновник должен возместить ущерб иждивенцам, находящимся на попечении погибшего в ДТП человека. Если сумма компенсации не покрывает страховые случаи, лицо, признанное виновным, должно погасить разницу из собственных средств. Что касается определения морального вреда, то считается, что если здоровью пешехода причинен вред, то моральные страдания неизбежны. Такой вид ущерба подтверждается теми же бумагами, что и здоровью, а также свидетельскими показаниями.

Если в результате аварии пешеходу был нанесён лёгкий вред здоровью или ущерб средней тяжести, водитель будет привлечён к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Причём привлекать его будет уже не пострадавший пешеход, а органы дорожной безопасности.

Действия водителя, по вине которого пешеходу был нанесён лёгкий вред или ущерб средней тяжести, могут расцениваться по статье 12.24 КоАП РФ (нарушение ПДД, повлёкшее причинение лёгкого или среднего вреда здоровью):

  • за лёгкий вред — штраф от 2 500 до 5 000 рублей или лишение прав на срок 1–1,5 года;
  • за ущерб средней тяжести — штраф от 10 000 до 25 000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок 1,5–2 года.

Права пешехода

Человек, попавший под колеса авто, может требовать:

  • возмещения нанесенного вреда здоровью от страховой компании виновного водителя;
  • выплат на лечение и восстановление от самого автомобилиста, если денег от страховщика не хватило;
  • компенсации морального вреда, то есть за причиненные физические страдания, стресс и т.д.;
  • погашения ущерба здоровью по статье 1079 ГК РФ, если виновным признан сам пешеход.

На деле добиться всего положенного по закону без адвоката очень трудно. Страховщики часто отказываются оплачивать импортные лекарства или протезы, а водители переводят имущество на родственников и подают в суд справку о доходах, где значится сумма в 7000 — 8000 р.

Наезд на пешехода задним ходом

Поэтому когда кто-то сбивает человека на автомобиле задним ходом, то, исходя из тяжести последствий, виновный будет подвергнут мерам гражданской ответственности: либо административной, либо уголовной. Более детально об этом — в начале данной статьи.

Умышленный наезд на пешехода

Намеренное причинение вреда пешеходу или летальный исход может довести водителя до тюрьмы

Вышеописанные нормы относятся только к тем случаям, когда авария произошла по неосторожности водителя или пешехода. То есть указанные статьи применимы только тогда, когда к причинам ДТП не относится злой умысел: если водитель не желал намеренно причинить вред пешеходу, а прохожий, в свою очередь, не бросался под колёса специально — к примеру, чтобы потребовать у водителя денег.

Если же водитель сбил пешехода намеренно (например, нередки случаи, когда автомобилисты специально «цепляют» пешеходов, движущихся по обочине, чтобы доказать им, что здесь ходить нельзя), судить автомобилиста будут по уголовному законодательству — за умышленное причинение вреда здоровью или смерти. Последний случай и вовсе будет трактоваться как убийство, и последствия у деяния будут соответствующие — от 6 до 15 лет тюрьмы.

Пешеходы переходят дорогу по зебре

На регулируемых и нерегулируемых переходах одинаково важно внимательно посмотреть по сторонам и убедиться, рядом не едет автомобиль

Рекомендации водителям:

  • Будьте внимательны при подъезде к остановкам общественного транспорта, особенно когда там происходит посадка и высадка пассажиров. В этот момент пешеход может появиться в самом неожиданном месте.
  • Следуйте примеру притормаживающих рядом автомобилей, возможно, они останавливаются, чтобы пропустить пешехода. Если вы не нажмёте на тормоз, то можете не только сбить пешехода, но и врезаться в притормозившую машину.
  • Будьте осторожны с припаркованными автомобилями, особенно крупногабаритными грузовиками — из-за них может выскочить пешеход.
  • Соблюдайте особую осторожность в тёмное время — даже на «зебре» можно не заметить пешехода в тёмной одежде без светоотражающих элементов.
  • Используйте парктроники и камеры заднего вида, расширяющие угол обзора, чтобы не попасть в аварию на парковке.

Советы пешеходам:

  • Пересекайте трассы только в зоне действия пешеходного перехода.
  • Не стоит ходить по обочинам и проезжим частям даже во дворах.
  • Не выскакивайте из-за автобусов и грузовиков — из-за них водитель не может вас заметить.
  • В тёмное время закрепляйте светоотражающие элементы на одежде, обуви или сумке.

Поскольку в последние годы следовать этим советам начинают всё больше людей, а наказания за нарушение ПДД всё ужесточаются, количество аварий на дорогах ежегодно сокращается.

Пример из судебной практики

ДТП на переходах с участием граждан, передвигающихся пешком, происходят ежедневно во всех уголках нашей страны, поэтому судебная практика по таким делам весьма разнообразна. Рассмотрим два наглядных и часто встречающихся примера.

Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле по улице, не заметил человека на нерегулируемом неосвещенном переходе, но успел затормозить в последний момент. Пострадавший упал и получил ушиб руки. Были вызваны сотрудники ГИБДД и неотложка. На судебном заседании гр. Иванову была вменена, согласно ст. 12.24 КоАП, мера наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей и выплата компенсации пострадавшему пешеходу в размере 2 000 рублей.

Гр. Петров, будучи пьяным за рулем своего автомобиля, проехал на красный свет и сбил гр. Сидорова на пешеходном переходе. Свидетели происшествия вызвали скорую и ГИБДД. Пострадавший гр. Сидоров скончался по пути в больницу. После рассмотрения всех деталей ДТП, суд приговорил гр. Петрова, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

Водитель, при движении на собственном автомобиле, нарушил ст. №1.5 и ст. №10.1, 14.1 КоАП РФ. В следствием данного действия был сбит пешеход. Данный гражданин переходил дорогу в месте, где был установлен специальный знак — за номером 5.19.1.

В следствием полученных травм (гематома мозга) пешеход скончался. На основании этого было возбуждено уголовное дело по ст. №164 УК РФ.

Решение суда по данному делу следующее:

  • водитель нарушил ПДД — тем самым изначально понимал, что подвергает жизнь другого человека опасности;
  • суд квалифицировал все действия водителя в соответствии с ч. 3 ст. №164 УК РФ;
  • при назначении наказания судья ориентировался на положения ст. №60 УК РФ.

Согласно всем обозначенным выше фактором суд назначил наказание в виде 2 лет лишения свободы. Отбывание наказания будет иметь место в колонии-поселении.

Сегодня наказания за ДТП с пешеходами различны. Все зависит в первую очередь именно от факторов, которые тем или же иным образом повлияли на возникновение подобной ситуации.

Поскольку ДТП с участием автомобиля и пешехода являются одними из самых распространённых, судебная практика в этой области очень обширна. Если пеший человек пострадал не слишком сильно, обычно сторонам предлагают заключить мировое соглашение. В этом случае водитель может даже не лишиться прав — он должен будет просто заплатить пешеходу сумму, о которой они договорятся.

Если же вред человеку был серьёзным или обстоятельства ДТП трактуются сторонами по-разному (к примеру, водитель утверждает, что не виноват в аварии), исход дела сможет решить только суд. Вердикт будет зависеть от множества обстоятельств.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector