13.06.2019     0
 

Права и обязанности собственника нежилого помещения


Законодательная база

Правовой статус нежилого помещения в многоквартирном доме регламентируется нижеследующими нормативными актами, имеющими свою иерархию:

  1. Основной закон – Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, закрепляющая право граждан на частную собственность.
  2. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 года, ч.I гл.18 ст.290, регулирующий вопросы, связанные с общим имуществом жилого дома.

    ГК РФ Статья 290. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме

    1. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
    2. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.
  3. Жилищный кодекс от 29 декабря 2004 года. Гл.3 ЖК первого раздела посвящена изменению статуса объекта, предназначенного для проживания, на нежилой; рассмотрена также обратная ситуация.
  4. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах” отражает право хозяев нежилых объектов пользоваться коллективными бытовыми резервами здания.

На последней ступени этой своеобразной нормативной лестницы расположены постановления региональных и муниципальных органов управления.

Внимание: правовые акты, распределенные в иерархии ступенью ниже, не могут противоречить вышестоящим.

Нежилые помещения и ОДН: основные заблуждения

  1. Выполнять очистку предметов на общественной территории допускается только в местах, обозначенных управляющей компанией.
  2. Нельзя хранить вещества или материалы, загрязняющие атмосферу, как внутри принадлежащего собственнику нежилого помещения, так и на общей территории.
  3. Не допускается сливание любых жидкостей в мусоропровод. Данным способом можно утилизировать только сухие отходы.
  4. Запрещается размещать масштабные предметы в местах общего пользования, включая запасные выходы.
  5. На общественной территории полностью запрещено курение.
  6. Не используйте общественную территорию для своих нужд. Нельзя устанавливать кладовки, другие конструкции, а также использовать их в подвале, в технических помещениях.
  7. Не следует проводить очистку, техническое обслуживание машины, других конструкций на придомовой территории.

Если есть возможность официально доказать, что конкретные нарушения представляют угрозу для жизни или здоровья, сохранности имущества граждан, могут принести вред окружающей среде, на устранение нарушения отводится не более 3 дней.

  • Если на предупреждение от управляющей компании реакции не последовало, оформляется повторное предписание.
  • При отсутствии реакции на уведомления УК в праве применить меры гражданско-правовой ответственности в соответствии с оформленным договором или подать заявление в суд для последующего урегулирования спора в соответствии с законодательством РФ.
  • Нежилое помещение в многоквартирном доме необходимо отличать от места общего пользования. Ключевым признаком является наличие у нежилого помещения законного владельца. Такие объекты, как правило, относят к коммерческой недвижимости. Они образуются посредством перевода обычной квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение.

    Обязанности владельцев охватывают сферу коммунальных платежей. Все собственники должны нести расходы по содержанию общей территории, в том числе прилегающей к дому. При этом начисление соответствующих сумм будет осуществляться и в случае, если владелец нежилого помещения этими территориями не пользуется.

    В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

    В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

    Так как они имеют преимущественное право покупки. Уведомление передаётся под роспись или пересылается заказным письмом с уведомлением о получении. На основании сведений о передаче составляется нотариально удостоверенное разрешение на продажу. Остальные процедуры отчуждения, разрешения от совладельцев не требуют.

    При отсутствии инициативы с их стороны, проводится передача права собственности. После завершения имущественной сделки, новый собственник уведомляет совладельцев о вступлении в полномочия собственника, для регулирования вопросов о взаимной ответственности.

    Положениями части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

    На основании части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

    Предлагаем ознакомиться:  Как восстановить кбм по осаго в рса

    Даже если владелец нежилой недвижимости не пользуется лифтовым хозяйством, общим мусоропроводом, подъездом и мусорными баками, он все равно обязан содержать эти объекты, и вносить за них оговоренную договором с управляющей компанией или ТСЖ плату на текущие расходы по уборке и содержанию помещений общего назначения и капитальный ремонт всего дома.

    Правовое урегулирование вопроса снабжения коммунальными ресурсами владельцев нежилых помещений содержится в Правилах обеспечения ресурсами от 06.05. 2011 г № 354, исходя из п.16 настоящих Правил, владелец нежилой недвижимости обязан заключить договор поставки ресурсов с управляющей компанией или ТСЖ.

    Согласно гражданскому законодательству, участники общей долевой собственности имеют равные субъективные права и юридические обязанности, независимо от категории – жилое или нежилое – помещения. Так, в статьях 246 и 247 Гражданского Кодекса РФ установлено, что владение, пользование и (в установленных законом случаях) распоряжение общей долевой собственностью осуществляется по соглашению всех ее участников. Если согласия достичь нельзя, споры решаются в суде.

    Нормами Жилищного Кодекса РФ любым собственникам многоквартирного дома предписывается нести бремя расходов по содержанию общего имущества и предоставляется право управлять им. Следовательно, хозяин магазина или швейного ателье, располагающегося в многоквартирном доме, имеет такие же права, как и все жильцы.

    1. для холодного водоснабжения и горячего водоснабжения — расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии — в соответствии с требованиями строительных норм и правил;
    2. для сточных вод — как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды;
    3. для газа и электрической энергии — расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств;
    4. для отопления — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.

    Как показывает судебная практика, имеются разные подходы к решению вопроса о том, применяется ли пункт 20 Правил N 307 к расчетам за коммунальные услуги, поставленные в нежилые помещения. В ФАС СЗО преобладает мнение, что в пункте 20 Правил N 307 содержатся положения, обязательные к применению при расчетах с арендаторами и собственниками нежилых помещений.

    Так, судом рассматривался иск управляющей компании к теплоснабжающей организации о признании недействительными ряда условий договора теплоснабжения, заключенного между сторонами, о порядке учета объема потребляемой тепловой энергии, поставленной в жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца.

    Из материалов дела следовало, что объектами теплоснабжения являются жилые многоквартирные дома со встроенными нежилыми помещениями, а истец — исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения и правообладателей нежилых помещений. Теплоснабжающая организация в кассационной жалобе указывала, что собственники и иные правообладатели нежилых помещений в многоквартирных домах, использующие эти помещения для предпринимательской деятельности, не могут определять количество поставленной в эти помещения тепловой энергии в соответствии с Правилами N 307.

    Суд кассационной инстанции, оставляя в силе Постановление апелляционного суда об удовлетворении иска, указал, что при отсутствии средств измерений в жилых многоквартирных домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктами 19 и 20 Правил N 307 (Постановление ФАС СЗО от 15.12.

    2010 по делу N А05-7461/2010) . ВАС РФ Определением от 08.04.2011 N ВАС-3462/11 отказал теплоснабжающей организации в передаче дела для пересмотра в порядке надзора. Такую же позицию ФАС СЗО высказал и в Постановлениях от 14.07.2010 по делу N А56-27785/2008 и от 31.01.2011 по делу N А05-2824/2010. Арбитражные суды других округов придерживаются аналогичной точки зрения (Постановления ФАС Уральского округа от 11.10.

    2010 N Ф09-7810/10-С5, ФАС Дальневосточного округа от 12.04.2011 N Ф03-1077/2011). В рамках дела, рассмотренного ФАС СЗО, товарищество собственников жилья обратилось в суд с иском к собственнику нежилого помещения о взыскании задолженности по договору на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома и предоставление коммунальных услуг.

    Из объяснений сторон следовало, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, а также индивидуальный прибор учета в помещениях ответчика отсутствовали. Отменяя судебные акты, которыми суды первых двух инстанций удовлетворили требования товарищества, и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что договор, заключенный между истцом и ответчиком, в части размера платы за коммунальные услуги регулируется обязательными для сторон договора положениями статьи 157 ЖК РФ и пункта 20 Правил N 307.

    В указанной части договор является публичным и на него распространяются положения статьи 426 ГК РФ о том, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2 статьи 426 ГК РФ) (Постановление ФАС СЗО от 18.03.

    2011 по делу N А56-85508/2009) . В судебной практике часто возникает вопрос о том, возможно ли применение норматива, установленного для населения, в отношении абонента — собственника (нанимателя) нежилого помещения. Поскольку собственники нежилых помещений в многоквартирных домах используют указанные помещения для предпринимательской деятельности, при определении размера платы за коммунальную услугу необходимо использовать норматив, установленный для собственников нежилых помещений, а не для граждан (пункт 20 Правил N 307).

    Управляющая компания обратилась в суд с иском к обществу (собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме) о взыскании стоимости потребленной тепловой энергии. Решением суда, оставленным без изменения Постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, иск удовлетворен полностью. Согласно материалам дела управляющей компанией, избранной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, нежилое помещение в котором принадлежит обществу, заключен договор энергоснабжения, по условиям которого энергоснабжающая организация и сетевая организация отпускают управляющей компании (абонент) через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, оказывают услуги по ее передаче, а абонент принимает и оплачивает энергоресурсы и услуги по их передаче.

    По отношению к энергоснабжающей организации и управляющей компании общество выступает субабонентом, обязанности которого совпадают с обязанностями абонента. Разрешая спор, суды установили факт поставки тепловой энергии в спорный период в жилой дом, в том числе и в нежилые помещения, принадлежащие ответчику, и, поскольку доказательств оплаты потребленной обществом теплоэнергии последним не представлено, суды не имели оснований для отказа в удовлетворении соответствующего требования управляющей компании.

    Предлагаем ознакомиться:  Как заработать деньги в армии солдату срочнику

    Утверждение общества о необходимости применения при определении количества потребленной тепловой энергии нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для граждан и используемых при расчетах исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, не принято во внимание. Согласно оспариваемым судебным актам общество не может быть отнесено к категории потребителей, рассчитывающихся за коммунальные услуги по нормативам, установленным для граждан, и объем тепловой энергии должен быть определен расчетным способом.

    Суды установили, что при отсутствии у общества приборов учета количество потребленной им в спорный период тепловой энергии определено управляющей компанией расчетным путем с учетом положений Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.

    С учетом изложенного суд надзорной инстанции, рассматривая заявление общества о пересмотре в порядке надзора принятых судебных актов, отказал в передаче дела в Президиум ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 21.02.2011 N ВАС-768/11) . ФАС Уральского округа рассмотрел спор по иску товарищества собственников жилья к управлению социальной защиты о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение и водоотведение), а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в иске отказано. В кассационной жалобе товарищество указывало, что ответчик обязан оплачивать коммунальные услуги с учетом утвержденного для граждан органом местного самоуправления норматива потребления данных услуг.

    Оставляя судебные акты в силе, суд кассационной инстанции указал, что поскольку управление социальной защиты является юридическим лицом и занимает нежилое помещение, то нормативы, установленные для граждан, при расчетах между сторонами применению не подлежат (Постановление ФАС Уральского округа от 11.10.

    2010 N Ф09-7810/10-С5) . При рассмотрении ФАС СЗО подобных дел отражен иной подход по вопросу определения объема отопления, потребленного в нежилом помещении. В суд обратилась теплоснабжающая организация с иском к управляющей компании о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, в том числе в нежилые помещения, расположенные в жилых домах.

    Решением суда в иске отказано. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела установил, что истец определил количество поставленной тепловой энергии в нежилые помещения расчетным методом на основании технических норм и правил в соответствии с тепловыми нагрузками, согласованными сторонами в приложении к договору, и фактического числа часов использования присоединенного теплопотребляющего оборудования.

    Решение суда первой инстанции изменено, с управляющей компании взыскана часть задолженности. ФАС СЗО, рассматривая указанное дело, отметил, что при отсутствии на территории муниципального образования норматива отопления для нежилых помещений подлежит применению пункт 20 Правил N 307 в части использования в отношении нежилых помещений норматива отопления, установленного для жилых помещений в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.

    2006 N 306, с возможностью производить раз в год корректировку размера платы по этим помещениям, поскольку отопление нежилых помещений в жилом доме не зависит от вида деятельности их собственников и цели использования помещений. Вместе с тем суд указал, что потребление другого ресурса — горячей воды — зависит от этих обстоятельств, в связи с чем при расчете объема этого ресурса применяются нормативы водопотребления, а при их отсутствии — объемы, определенные в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

    Применение в расчете теплоснабжающей организации указанных строительных норм и правил в отсутствие утвержденных нормативов не противоречит пункту 20 Правил N 307 (Постановление ФАС СЗО от 22.08.2011 по делу N А05-12502/2010) . Аналогичный подход по указанному вопросу нашел свое отражение в Постановлении ФАС СЗО от 07.06.

    По данному вопросу Высший Арбитражный Суд РФ сформировал правовую позицию в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-ГЗ, где указал следующее: «Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.Граждане высказывают опасения, что такие подключения могут быть выполнены со всевозможными огрехами или в обход общедомового прибора учета, из-за чего собственники квартир вынуждены нести дополнительное бремя коммунальных расходов, включая оплату электроэнергии на общедомовые нужды.Напомним, что в соответствии с п. 2 ст.

    Предлагаем ознакомиться:  Можно ли встать на биржу труда если уволили по статье 81. Можно ли встать на биржу труда после увольнения по статье

    Площадь нежилых помещений

    Все подобные сведения зафиксированы в техпаспорте строения, хранящемся в ТСЖ или управляющей компании.

    Расчет площади особенно важен для оплаты бытового обслуживания, например, отопления.

    В свою очередь, площадь нежилых помещений в многоквартирном доме представляет собой суммарную площадь всех его секций, причем замеры осуществляются внутри помещения и исключают балконы и лоджии.

    К последним применяются понижающие коэффициенты: 0,5 для балконов и 0,3 для лоджий и террас.

    Условия и требования для перевода

    Если вы имеете квартиру, которую не используете по прямому назначению и хотите, чтобы она приносила стабильный доход, можно перевести ее в категорию нежилых помещений и заняться собственным бизнесом.

    Однако существует ряд условий, которые обеспечивают возможность такого перевода:

    1. Наличие отдельного входа. А если площадь помещения превышает 100 кв.м. – еще и запасного.
    2. Отсутствие зарегистрированных жильцов. Предварительно из квартиры нужно выписаться.
    3. Права и обязанности собственника нежилого помещения

    4. Отсутствие обременения, т.е. объект не должен выступать предметом оплаты долга или залогового имущества.
    5. Расположение квартиры – как уже упоминалось, строго на первом этаже либо над другими нежилыми помещениями.
    6. Недопустимо расположение жилья в аварийных домах или зданиях, предназначенных под снос.
    7. Наличие подключения ко всем инженерным коммуникациям.
    8. Перевод возможен только в отношении целого помещения; не удастся перевести, к примеру, только одну комнату.

    Важно: препятствием для перевода может стать принадлежность дома к объектам культурно-исторического наследия.

    Если все условия соблюдены, вам потребуется:

    1. Пакет документов, включающий поэтажный план здания, получаемый в БТИ; правоустанавливающие документы на объект; технический план и паспорт помещения; при необходимости проект перепланировки, подтвержденный в жилищной инспекции с согласием остальных жильцов дома.
    2. Заявление в соответствующий государственный орган. В Москве это Департамент городского имущества. Подается вкупе с копиями документов, заверенных нотариусом. Оригиналы лучше оставить у себя.
    3. Получение решения о переводе в течение 48 рабочих дней. В случае отказа остается возможность его обжалования в суде.
    4. Получение разрешения и последующее проведение перепланировки объекта в случае надобности.

    Главная государственная инспекция регионального надзора

    При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

    Вышеуказанные разъяснения даны Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 16.10.2009 № Д23-3410

    Для получения консультаций по вопросу формирования земельного участка и проведении государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, можно в установленном порядке обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ульяновской области по адресу.

    Какие имеет права и обязанности собственник нежилого помещения в многоквартирном доме и кому принадлежит имущество

    Как говорилось выше, права и обязанности собственников нежилых помещений и квартир идентичны.

    Это правило распространяется также на места общего пользования.

    Обязанности в основном охватывают область коммунальных платежей и расходы по содержанию мест общего пользования и прилежащей к дому территории: лифта, лестничных площадок, подвалов и чердаков и т.п.

    Помните: сам факт пользования общедомовой территорией не имеет значения при оплате. Т.е. собственник должен оплачивать лифт, даже если помещение находится на первом этаже, и участвовать в содержании подъезда, имея отдельный вход с улицы.

    Основным правом собственника является право голоса на собраниях жильцов и участие в решении вопросов, касающихся ремонта дома, благоустройства близлежащей территории, выбора управляющей компании и т.п.

    При этом, собственники нежилых помещений многоквартирного дома, занимающиеся предпринимательской деятельностью на базе своего нежилого помещения, наверняка будут осуществлять свои правомочия участника долевой собственности на общее имущество исходя из своих коммерческих интересов.

    «Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» — это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.

    Практика рассмотрения споров, вытекающих из обеспечения коммунальными услугами собственников нежилых помещений в многоквартирных домах

    Закон предоставляет владельцам нежилых объектов многоквартирного дома выбор:

    1. Подписать прямые договоры о поставке коммунальных услуг с ресурсоснабжающими компаниями.
    2. Заключить договор с ТСЖ или управляющей организацией.

    Список оказываемых услуг включает энерго-, водо-, газо-, теплоснабжение. Предоставляются в том же объеме, что и остальным жильцам. Затраты собственники жилых и нежилых помещений тоже несут одинаковые.

    К сведению: владельцы квартир и нежилых объектов здания в равной степени ответственны за надлежащее содержание предметов индивидуального учета коммунальных услуг (различного рода счетчиков), доклад об их повреждении или аварийном состоянии, своевременную передачу показаний в уполномоченные организации.


    Об авторе: admin4ik

    Ваш комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector