18.06.2019     0
 

Какие дела рассматривает верховный суд рф


Ключевые преобразования

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).

Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.

Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.

Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.

Верховный Суд Российской Федерации | Народный вопрос.РФ

5 нравится [ 5 ] не нравится [ 0 ]

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные арбитражным судам, судам общей юрисдикции, военным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов всех государственных органов РФ, государственных фондов и корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ;

3) об оспаривании решений приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов РФ;

7) об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии, неисполнения её решений независимо от уровня выборов и референдума, отстранении ряда кандидатов, их списков или групп кандидатов от участия в федеральных выборах,

8) по разрешению споров между любыми федеральными органами государственной власти РФ и высшими органами государственной власти ее субъектов,

Система арбитражных судов Российской федерации

9) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

Верховный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти РФ и высшими органами государственной власти ее субъектов.

Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров,

выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации и т.д.

Дела рассматриваются Судом в соответствующих коллегиях. Коллегии также рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Верховный Суд РФ возглавляет Председатель, имеющий 7 заместителей – первого и 6 заместителей-председателей коллегий Верховного Суда.

Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

• Пленум – общее собрание всех судей коллегий Верховного суда и заместителей Председателя, принимающий наиболее важные и системообразующие решения Верховного суда, обобщающие судебную практику, обращается в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов высших органов государственной власти РФ, конституций и уставов регионов страны, не вступивших в силу международных договоров РФ, решения принимаются большинством голосов в случае, если на заседании Пленума обеспечено присутствие 2/3 его членов;

• Президиум Верховного Суда – орган из 13 судей Верховного суда, утвержденных Советом Федерации по Представлению Президента РФ, Заместителей Председателя и собственно Председателя Верховного суда – рассматривает дела в порядке надзора, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, обращается в Конституционный суд с вопросом о конституционности закона, примененного в конкретном деле, координирует деятельность коллегий, собирается минимум раз в месяц и правомочен при присутствии большинства членов;

• Апелляционная коллегия (рассматривает в порядке апелляции решения по делам, рассмотренным соответствующими коллегиями Верховного суда по первой инстанции);

• Судебная коллегия по административным делам;

• Судебная коллегия по гражданским делам;

• Судебная коллегия по уголовным делам;

• Судебная коллегия по экономическим спорам;

• Судебная коллегия по делам военнослужащих;

• Дисциплинарная коллегия.

Работу суда обеспечивает Аппарат Верховного суда и Секретариаты соответствующих структурных подразделений.

Причины изменений

Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики.

Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.

Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.

Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.

Новшества затронули также некоторые вопросы подведомственности. Изменения коснулись рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и кадастровой стоимости.

Законом № 186-ФЗ изменена редакция п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, относившего к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности. Теперь эти споры разрешают суды общей юрисдикции. Суд по интеллектуальным правам продолжает принимать решения по таким делам в пределах своей компетенции. Соответствующие изменения внесены в ряд других федеральных законов.

Глава 23 АПК РФ в прежней редакции была посвящена рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов. Первоначально эту главу планировалось исключить в связи с изъятием у арбитражных судов обязанности рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов. Но Суд по интеллектуальным правам продолжает разрешать споры в своей сфере, и данная глава сохранилась под названием «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам».

Суд по интеллектуальным правам по первой инстанции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав, а также споры о правах на (п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ):

  • селекционные достижения,
  • топологии интегральных микросхем,
  • секреты производства (ноу-хау),
  • средства индивидуализации,
  • использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Напомним, что в прежней редакции п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ говорилось обо всех результатах интеллектуальной деятельности. Таким образом, из компетенции Суда по интеллектуальным правам изъяты, в частности, дела в области прав на произведения. Примечательно, что ВАС РФ с этим был не согласен.

Решения Суда по интеллектуальным правам, по делам об оспаривании нормативных правовых актов теперь направляются в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения – издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации (ст. 196 АПК РФ).

Кстати, госпошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлена в размере 3000 руб. Прежде в зависимости от категории спора нормативные правовые акты могли быть оспорены в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Для подачи заявления в суд общей юрисдикции компания должна была заплатить пошлину в размере 3000 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.

19 НК РФ), а в арбитражный суд – 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов переданы в суды общей юрисдикции, изменился и размер госпошлины для компаний. Более того, уже с 2015 г. пошлина возрастет до 4500 руб. (Федеральный закон от 21.07.2014 № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Если нормативный правовой акт оспаривается в Суде по интеллектуальным правам, который входит в систему арбитражных судов, пошлину надо оплачивать, как и раньше, в размере 2000 руб.

Стоит отметить, что не так давно были внесены изменения еще и в ГПК РФ (см. ст. 6 Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами»).

Как следствие, возникнет проблема наработки системообразующих подходов и разъяснений по данному вопросу. Процедура оспаривания с учетом обжалования судебных актов может затянуться на несколько лет. А учитывая изменения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (введен обязательный порядок оспаривания стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – ст. 24.18), срок может еще увеличиться.

Предлагаем ознакомиться:  Срок подачи документов на налоговые вычеты разных видов

Как Верховный суд рассматривает жалобы

В своей практике мне часто приходилось слышать от своих коллег и простых граждан мысль о том, что они собираются обжаловать незаконные, по их мнению, судебные решения в высшую судебную инстанцию – Верховный Суд РФ.

И если на городские и областные суды «надежды уже давно нет», так как в них только «усиливают»  решения нижестоящих судов, то «уж Верховный Суд точно разберется, на то он и Верховный».

Поэтому фраза «Мы дойдем до Верховного Суда», должна звучать угрожающе и вызывать трепет у нижестоящих судов и, тем более, у оппонентов. Но это в теории, а как на практике?

В начале своей карьеры я доверял мнению людей и верил в торжество «верховного» правосудия, ведь человек любит верить в светлое, доброе.

Но такие «радужные» мысли просуществовали в моей голове ровно до того момента, пока я сам не дошел до данной последней и6нстанции, и к своему большому удивлению и разочарованию осознал, что в конце пути ровным счетом ничего нет, ведь самого как такового судебного разбирательства на последней стадии нет.

Что я подразумеваю под судебным заседанием? В моем понимании – это в первую очередь аналитический мыслительный процесс, в основе которого лежит тщательное исследование обстоятельств дела, представленных доказательств.

Результатом судебного разбирательства должно стать вынесение решения, основанного на оценке исследованных обстоятельств и представленных доказательств.

Так как обстоятельства дел всегда разные, то и решения по каждому делу должны быть индивидуальными, то есть должны отличаться друг от друга. А что же мы видим в реальности?

Верховный Суд обычно не рассматривает дело. Истцы получают практически идентичные по смыслу и содержанию «отписки».

Хочу сразу оговориться, что я ни в коем случае не хочу голословно критиковать существующую судебную систему. Вместо этого, приведу вам, дорогие читатели, свежую статистику, которую официально опубликовал сам Верховный Суд РФ.

Дело в том, что в каждом правиле, как все знают, должны быть исключения. Поэтому и в Верховном Суде бывают выигравшие. Это как рулетка: «Повезет, не повезет». Давайте же посмотрим, сколько таких счастливчиков. Проанализируем статистику кассационных жалоб по уголовным делам.

Данные взяты из официально опубликованного «Обзора статистических данных о результатах деятельности Верховного Суда РФ по рассмотрению административных гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел за первое полугодие 2015 года».

В течение первого полугода в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ (ВС РФ) поступило 4 058 кассационных жалоб. Из них всего  65 (!), то есть 1,6% от общего количества были рассмотрены в судебном заседании коллегии.

Из рассмотренных жалоб, отменены приговоры и вынесены определения о прекращении дел в отношении 5 лиц. На новое судебное рассмотрение направлены 12 дела. Принято решение о прекращении дела в полном объеме по реабилитирующим основаниям – в отношении 1 лица, по другим основаниям – 1 дела.

В отношении 18 лиц приговоры изменены или отменены ввиду вновь открывшихся или новых обстоятельств.

В отношении 18 осужденных изменены приговоры, в том числе в отношении 1 осужденного изменена квалификация преступления со снижением меры наказания, 17 осужденным снижена мера наказания без изменения квалификации.

Таким образом, проанализировав статистику, можно сделать вывод, что из 4 058 человек, всего 65 добились результата.

Поэтому когда мои клиенты спрашивают меня, какова вероятность положительного решения Верховного Суда РФ, я каждый раз испытываю легкий дискомфорт. Один мой коллега на вопрос своего доверителя «мы же выиграем в Верховном Суде – там же многие жалобы удовлетворяются» заметил, что «это не совсем так».

Некоторые адвокаты относятся к сложившейся ситуации с юмором. Один из моих коллег дал емкое определение жалобам в Верховный Суд, назвав их «беспонтовиками». Работу по написанию этих жалоб обозначил как «работу на корзину».

Что же касается самих «отписок» и доводов, приводимых в них (если конечно они вообще приводятся, ведь бывает и без них),  то они поражают своей логикой. Иногда кажется, что они все написаны под копирку: один человек придумал, а потом его творение размножили.

На любые факты очевидных нарушений судом первой инстанции уголовно-процессуального, уголовного, равно как гражданского и гражданско-процессуального закона, указанные защитниками в жалобах, в Верховном Суде РФ дается однозначный и четкий ответ: «вопреки мнению защиты, суд действовал (излагается суть того, что сделал суд) в строгом соответствии с  требованиями закона».

Какого закона? какими требованиями? К сожалению, ответы на эти вопросы вы не найдете.

Обзор статистических данных о результатах деятельности Верховного Суда РФ по рассмотрению административных гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел за первое полугодие 2015 года.

Двойная кассация

Наиболее существенные изменения коснулись правил кассационного обжалования. Глава 35 «Производство в суде кассационной инстанции» (прежде она называлась «Производство в арбитражном суде кассационной инстанции») АПК РФ устанавливает порядок кассационного судопроизводства. Закон № 186-ФЗ дополнил ее статьями 291.1–291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы Судебной коллегией ВС РФ.

На стадии законопроекта предполагалось прямо указать на кассационное обжалование судебных актов арбитражных судов в Судебную коллегию по экономическим спорам. Однако в Закон № 186-ФЗ это уточнение не вошло, и теперь не понятно, о какой из семи судебных коллегий ВС РФ идет речь. По всей видимости, кассационные жалобы в соответствии с АПК РФ все же будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ). Первая кассационная жалоба подается в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

Вместе с тем Закон № 186-ФЗ дополнил кассационную процедуру вторым уровнем. Поэтому решения, вынесенные судами в результате первого кассационного обжалования и решения окружных судов, принятые в первой инстанции, теперь обжалуются не в Президиум, а в Судебную коллегию ВС РФ. Она, по сути, стала второй кассационной инстанцией (ст. 291.1 АПК РФ).

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке в Президиум ВС РФ напрямую, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта. Но Председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

Излагая суть жалобы, лицо должно указать, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и привести соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ).

Для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Вторая кассационная жалоба предварительно изучается одним из судей ВС РФ в течение двух месяцев. После этого он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию, об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ.

При этом, если судья откажет в передаче жалобы, председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и все-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Когда председатель или его заместитель истребуют дело, срок его рассмотрения может быть продлен до пяти месяцев.

Надо сказать, что подобные «суперполномочия» руководства ВС РФ не соответствуют европейским стандартам правосудия.

Европейский суд по правам человека в решении по вопросу приемлемости жалобы Л. Тумилович от 22.06.1999 № 47033/99 отметил недопустимость вмешательства со стороны должностных лиц суда непосредственно в деятельность по отправлению правосудия.

В рассмотренном деле гражданка подала две жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, но председатель суда и замгенпрокурора их отклонили. Суд по правам человека оценил надзорные жалобы как чрезвычайные средства судебной защиты. Однако в российских судах общей юрисдикции, по его мнению, существует зависимость принятия жалоб от дискреционных полномочий должностных лиц, поэтому данные средства он считает недейственными.

Срок рассмотрения жалобы в судебном заседании не должен превышать двух месяцев со дня вынесения определения о ее передаче вместе с делом в Судебную коллегию (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ). Итого, общий срок рассмотрения кассационной жалобы в ВС РФ может затянуться на семь месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в ст. 291.11 АПК РФ.

Часть 1 ст. 291.11 АПК РФ

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Верховный суд РФ уголовные дела

— является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции;- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции;

— является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;

— разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.Верховный суд РФ уголовные дела рассматривает в качестве суда первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции. Верховный Суд действует в составе Председателя, его заместителей и членов Верховного Суда — являющихся судьями Верховного Суда РФ.

Подсудность дел, рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции, определяется Уголовно-процессуальным кодексом. Верховный Суд РФ уголовные дела вправе изъять  из нижестоящего суда и принять их к своему производству. Верховному Суду Российской Федерации подсудны любые дела особой сложности и особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе или по инициативе прокуратуры (ст. 38 УПК).

Верховный суд РФ изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и осуществляет другие полномочия, предоставленные им законодательством. Защита прав участников уголовного судопроизводства заключается в том, что суд в установленном законом процессуальном порядке, реализуя свои полномочия, устраняет незаконные и необоснованные решения либо пресекает действия, либо бездействие участников процесса, которые противоречат действующему уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации и препятствуют реализации прав и законных интересов граждан в надлежащем порядке.

За подробной консультацией и квалифицированной юридической помощью адвоката по уголовным делам, вы можете обратиться в наше адвокатское бюро.

Наши адвокаты осуществляют защиту законных интересов подозреваемых, обвиняемых и потерпевших по уголовным делам  на стадии дознания, предварительного и судебного следствия.

Защита по уголовному делу интересов доверителя на стадии дознания, предварительного следствия

— защита интересов доверителя (подозреваемого, обвиняемого) по уголовному делу в ходе дознания, предварительного следствия; — посещение доверителя (подозреваемого, обвиняемого) в следственном изоляторе и изоляторе временного содержания; — подготовка, в рамках уголовного дела, заявлений, жалоб, ходатайств;

— обжалование постановления о возбуждении уголовного дела; — обжалование избранной меры пресечения; — выработка определенной линии, тактики защиты по уголовному делу на стадии дознания, предварительного следствия. — сбор в рамках уголовного дела материала на доверителя, характеризующего его личность;

— ознакомление с материалами уголовного дела.

Защита по уголовному делу интересов доверителя в суде первой инстанции

— защита интересов доверителя по уголовному делу, при рассмотрении дела в суде; — подготовка и заявление в суде, в рамках рассматриваемого уголовного дела, различного рода заявлений, жалоб и ходатайств; — выработка определенной линии, тактики защиты по уголовному делу на стадии судебного разбирательства. — посещение подсудимого в следственном изоляторе;

Предлагаем ознакомиться:  После перерегистрации автомобиля не пришол налог

— защита по уголовному делу подсудимого в мировом суде, по делам частного обвинения.

Защита по уголовному делу интересов доверителя в суде кассационной инстанции

— подробное изучение материалов уголовного дела; — подготовка, составление и подача кассационной жалобы на приговор суда первой инстанции; — участие в судебном заседании, назначенном по кассационной жалобе;

— посещение подсудимого в следственном изоляторе.

Защита по уголовному делу интересов доверителя в суде надзорной инстанции

— подробное изучение материалов уголовного дела; — подготовка, составление и подача жалобы в порядке надзора;

— посещение осужденного в местах отбытия наказания.

Защита по уголовному делу интересов потерпевшего на любой стадии уголовного процесса

— подготовка, в рамках уголовного дела, заявлений, ходатайств и жалоб в интересах доверителя; — защита интересов потерпевшего по уголовному делу на стадии дознания, предварительного следствия; — защита интересов потерпевшего по уголовному делу в суде общей юрисдикции, апелляционной, кассационной инстанциях;

— представительство по уголовному делу в качестве потерпевшего, по делам частного обвинения, в мировом суде.

Представление интересов при досрочном погашении судимости— составление и заявление ходатайства в суд; — участие в ходе судебного заседания по вопросу досрочного погашения судимости;

Представление интересов осужденных в комиссии по помилованию— сбор соответствующих материалов по делу; — подача собранных документов на личном приеме в Комиссию по помилованию при Президенте РФ; — истребование характеристик на осужденного; — осуществление контроля за ходом процесса помилования;

Представление интересов осужденных в уголовно исполнительных инспекциях.

Стоимость услуг уголовного адвоката по каждому делу зависит от сложности и объема выполняемой работы. Стоимость оговаривается с клиентом индивидуально и фиксируется в соглашении с адвокатом.

Нарушение срока судопроизводства

Арбитражный процессуальный кодекс РФ также дополняется положениями, касающимися процедуры рассмотрения ВС РФ вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Нарушение разумного срока судопроизводства стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ). При этом лицо, которое подает жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.

Напомним, что прежде ВАС РФ разъяснял, что соблюдение процессуальных сроков не является самостоятельной целью судопроизводства и направлено на обеспечение стабильности и определенности (постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках»).

Судебная коллегия должна установить факт нарушения разумного срока судопроизводства исходя из доводов жалобы и содержания материалов дел, а также принятых по нему судебных актов (ч. 8 ст. 291.12 АПК РФ). Коллегия разберется:

  • в правовой и фактической сложности дела;
  • в поведении заявителя и других участников процесса;
  • в достаточности и эффективности действий суда;
  • в общей продолжительности судопроизводства.

Надзорное производство

Глава 36 АПК РФ утратила силу, а свое название передала новой главе 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1–308.13). Определения и решения Судебной коллегии, вынесенные по существу спора, обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).

В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);
  • определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб составляет три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Процедура передачи надзорной жалобы в Президиум ВС РФ подобна передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Предварительно надзорную жалобу изучает судья ВС РФ, а не тройка судей в открытом судебном заседании, как раньше. Он единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ.

У заинтересованных лиц по делу появилось право подавать жалобы в адрес непосредственно Председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК РФ). По жалобе заинтересованных лиц они вправе вносить представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум ВС РФ. Такое представление может быть внесено для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых актов.

Основания отмены или изменения обжалуемого судебного акта аналогичны тем, что были предусмотрены в прежней редакции АПК РФ (ч. 1 ст. 304). Ими являются (ст. 308.8 АПК РФ):

  • нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;
  • нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;
  • нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию (ст. 308.13 АПК РФ).

В остальном процедура рассмотрения надзорной жалобы, равно как и основания для отмены или изменения решений в порядке надзора, не претерпели изменений. Учитывая введение второй кассационной инстанции, надзор, в сущности, станет чрезвычайно исключительной инстанцией, дойти до которой будет гораздо сложнее.

Относительно эффективности российских надзорных процедур неоднократно высказывался ЕСПЧ. Надзорные процедуры в арбитражном процессе Европейский суд считает эффективными. Так, в одном из дел суд констатировал: надзорное разбирательство в системе арбитражных судов ограничено ясными и строгими сроками. Вступившие в силу решения не могли пересматриваться бесконечно, а только один раз по требованию соответствующей стороны, по ограниченному количеству оснований и в конкретные сроки (решение по делу «Г.В. Ковалева и другие против России» от 25.06.2009 (жалоба № 6025/09)).

Надзорная процедура в российских судах общей юрисдикции, напротив, всегда была ненадежным средством правовой защиты. ЕСПЧ неоднократно заявлял о неопределенности ситуации, при которой вступившие в силу судебные решения могут оспариваться в нескольких последовательных надзорных инстанциях. Применимые сроки в таких делах остаются неопределенными. Учитывая длительность сроков, создается угроза перемещения дела между судами в течение неопределенного времени (решение ЕСПЧ от 05.11.2009 по делу «Мартынец против России» (жалоба № 29612/09)).

Полномочия высших должностных лиц ВС РФ

Верховный Суд РФ – судебный орган страны высшей инстанции касательно дел в пределах его компетенции.

Осуществляет контроль за всеми судебными органами сферы общего права и призван следить за тем, чтобы правосудие вершилось, согласно Конституции РФ.

Вся его деятельность должна сводиться к тому, чтобы защитить права и свободы населения и способствовать уменьшению преступности. В статье подробно рассмотрим, каковы полномочия Верховного Суда и характер его деятельности.

Конституция РФ определяет Верховный Суд как высший орган судебной власти в общем праве. Все суды, входящие в него, в том числе федеральные, специализированные и военные, находятся под надзором Верховного Суда.

Он правомочен рассматривать дела I и II инстанции и является конечной инстанцией по делам в его компетенции. Конституция, регулируя полномочия Верховного Суда, ограничила его власть в пределах общей юрисдикции.

Тем самым Закон ограничивает его от Высшего Арбитражного и Конституционного суда.

Судьи в составе ВС назначаются путем собрания СФ РФ по заключению президента, основанного на отчете, который составил председатель Верховного Суда, и суждении квалификационной коллегии. Срок их полномочий не ограничивается. Они несменяемы и обладают многими гарантиями неприкосновенности и защиты, согласно Закону. Предельный возраст пребывания в подобной должности не должен превышать 65 лет.

Состав ВС

Чтобы контролировать все общеправовые органы правосудия, Верховному Суду необходимо множество специалистов. В зависимости от исполняемых обязанностей и категории рассматриваемых дел, ВС составляют:

  • пленум;
  • президиум;
  • коллегия апелляционная;
  • дисциплинарная коллегия;
  • коллегии судебные по разным типам дел.

В его числе также работает аппарат ВС и научно-консультативный совет ВС. В каждом отделе назначен председатель и штат судей. Возглавляет высший орган судебной власти – председатель Верховного Суда.

Как и судей, председателя, согласно Конституции, назначает Совет Федерального Собрания по суждению президента. Срок, на который он вступает в должность, составляет 6 лет, причем кандидат может призываться к управлению неограниченное количество раз. Председатель ВС имеет процессуальные и судебные полномочия, но, кроме них, занимается следующими делами:

  • решает вопросы, которые входят в его компетенцию, касательно деятельности ВС, системы судов арбитражных и общей юрисдикции;
  • организовывает деятельность по изучению судебной практики, обобщению и анализу статистики;
  • председательствует на заседаниях пленума ВС РФ и созывает его, планирует его работу и повестку дня, рекомендует кандидата на пост секретаря пленума;
  • устанавливает список дел и обязанностей судей и своих заместителей;
  • рекомендует президенту кандидатов для назначения на должность судьи, первого заместителя, председателей коллегий и прочих сотрудников судебной системы внутри ВС;
  • формирует состав судебных коллегий из числа судей ВС;
  • вносит свое мнение в Высшую квалификационную коллегию об аттестации судей, занимающих разные должности, а также об их награждении;
  • издает различные распоряжения и приказы.

Это первое лицо Верховного Суда, которое обладает весомым опытом и знаниями в области судебной практики. На его плечи ложится множество обязанностей, касающихся как квалификации других судей, так и судебного дела в принципе.

Права и обязанности ВС РФ приводят к необходимости выполнения определенных функций судопроизводства, а также контроля и надзора в области общей юрисдикции. Это главный и конечный элемент судебной системы, который призван совершать следующие действия:

  • рассматривать в I инстанции важные и сложные уголовные и гражданские дела;
  • в порядке надзора и кассации проверять обоснованность и законность решений, постановлений, приговоров и определений, вынесенных общеправовыми судами;
  • разъяснять вопросы судебной практики, используя форму постановлений пленума ВС;
  • может проявлять законодательную инициативу, обращаясь в Конституционный суд РФ по вопросам соответствия судебных законодательных актов Конституции.

Постановление Верховного Суда (в том числе пленума) по вопросам судебной практики не имеет силы нормативно-правового акта, однако является обязательным к исполнению всеми судами.

Пленум ВС

Пленум состоит из числа всех судей Верховного Суда. Он созывается минимум раз в четыре месяца председателем ВС. Заседание проводится только в том случае, если присутствует не менее 2/3 от полного состава. На Пленуме также присутствуют министр юстиции и ген. прокурор РФ. На заседание могут быть приглашены судьи нижестоящих судов и члены совета при ВС.

Пленум собирается для решения важных вопросов. Повестка дня оглашается председателем ВС или министром юстиции. Поставленные задачи решаются путем ания. Ход обсуждений на заседании, как и конечный вердикт, протоколируются. За этим следит секретарь пленума, который по совместительству — полноценный судья ВС.

Принятые постановления имеют важное значение для судебной системы РФ, поэтому секретарь прикладывает все силы, чтобы они приводились в действие.

Таким образом, полномочия Верховного Суда позволяют ему коллективно решать вопросы, касательно судебного дела общей юрисдикции, рассматривать кандидатуры на посты судей ВС, а также направлять законодательные предложения в Государственную думу.

Президиум ВС

Именно Президиум представляет собой высшую судебную инстанцию России. Рассмотрение Верховным Судом гражданских дел, уголовных и административных нарушений по новым обстоятельствам или в порядке надзора – основная сфера деятельности Президиума. В его компетенции также оказывать помощь нижестоящим судам и решать организационные вопросы по работе судебных коллегий ВС.

Президиум составляют 13 судей, кандидатуры которых утверждаются СФ РФ по суждению президента, основывающемуся на мнении председателя ВС. В их число входят: председатель ВС, его заместители и судьи ВС.

Заседание проводят минимум единожды в месяц. Дела закрепляются за членами Президиума и докладываются ими самостоятельно. В процессе участвует и генеральный прокурор. Решение принимается путем ания. Составляется постановление Верховного Суда, которое подписывает председатель ВС.

Первая инстанция

Верховный Суд РФ полномочен рассматривать уголовные дела, возбужденные в отношении депутатов Гос. Думы, членов Совета РФ, судей и иные дела, относящиеся к его подсудности. Обычно это особо тяжкие и сложные преступления, вести которые смогут только опытные судьи.

В части гражданских дел, ВС рассматривает иски:

  • об оспаривании нормативных и ненормативно-правовых актов президента, правительства РФ;
  • об оспаривании решений, прекращении или приостановлении полномочий судьи;
  • о ликвидации деятельности объединений общественной, политической, религиозной направленности;
  • по разрешению споров между гос. органами РФ и субъектами РФ.

К подсудности Верховного Суда могут быть отнесены и иные дела.

Вторая инстанция

Судебная практика Верховного Суда по большей части основывается на осуществлении правосудия, согласно Конституции РФ, а также надзора над судами общей юрисдикции. Это позволяет добиться вынесения максимально справедливых решений.

Предлагаем ознакомиться:  Верховный суд какие вопросы рассматривает

Кроме того, пересмотру подлежат не только дела нижестоящих судов, но и постановления судебных коллегий РФ. В кассационном порядке возможно лишь рассмотрение тех случаев, решения по которым еще не вступили в законную силу.

В ином случае дело пересматривается надзорной коллегией или президиумом ВС.

Судебные коллегии

Это подразделение ВС берет на себя большую часть судебной работы. Именно здесь происходит рассмотрение дел первой и второй инстанции, а также по вновь обнаруженным обстоятельствам.

Судебная коллегия Верховного Суда состоит из 6–8 судей, среди которых выделен председатель. Он чаще других председательствует на заседаниях.

В его обязанности также входит подготавливать дела к рассмотрению в порядке надзора и кассации.

Составов судей достаточно много. За каждым из них закреплена административно-территориальная область нижестоящих судов.

Жалоба в Верховный Суд на один из таких объектов поступает как раз в судебную коллегию, уполномоченную контролировать указанный субъект судебной системы.

Это позволяет лучше познакомиться со спецификой работы нижестоящих коллег в определенном крае, а также выявить наиболее часто совершаемые ошибки в решениях.

Ее состав рассматривает кассационные представления и жалобы на решения Судебных коллегий ВС по уголовным, гражданским и военным делам. В качестве инициатора пересмотра дел может выступать и прокурор. Кассационная коллегия ВС состоит из 12 судей ВС и председателя, и представлена двумя составами (по уголовным и гражданским делам).

Судьи в промежутках между заседаниями участвуют в рассмотрении дел в числе президиума ВС или соответствующей судебной коллегии. При этом в обязательном порядке соблюдается требование, не допускающее вторичное участие судьи на рассмотрении одного и того же дела. Кроме пересмотра дел, кассационная коллегия полномочна заниматься теми делами, на которые открылись новые обстоятельства.

Апелляционное производство предполагает осуществление проверки правильности вынесенных судом решений. При этом коллегия имеет право не только отменить их, но и изменить. В состав апелляционной коллегии ВС входит 10 судей, ее председатель и заместитель председателя.

На заседании рассматриваются дела:

  • судебных коллегий ВС;
  • по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Коллегия правомочна обращаться в Конституционный суд РФ с вопросами соответствия Конституции законов, применяемых в деле. Председатель информирует президиум и пленум ВС РФ о деятельности коллегии.

Полномочия Верховного Суда позволяют ему осуществлять надзор над всеми частями общеправовой судебной системы, добиваясь максимального соблюдения и применения конституционных законов. Это существенно снижает ошибки в судопроизводстве и дает возможность гражданам и органам власти добиться справедливости.

Выше уже были обозначены нововведения по поводу «суперполномочий» председателя ВС РФ и его заместителей. Обобщая, кратко скажем, что высшие должностные лица вправе:

  • не соглашаться с определениями нижестоящих судей;
  • восстанавливать пропущенный срок для подачи жалобы или, наоборот, отклонять такое заявление;
  • отменять отказное определение судьи и отправлять дело на рассмотрение Судебной коллегии либо Президиума ВС РФ;
  • по жалобе заинтересованных лиц внести дело в Президиум ВС РФ для устранения фундаментальных нарушений норм материального и процессуального прав.

Административные дела

Закон № 186-ФЗ установил, что ВС РФ может пересматривать решения (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ):

  • административного органа,
  • арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности,
  • арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов.

В АПК РФ отсутствуют указания на конкретную Судебную коллегию ВС РФ, которая выполняет функции «второй кассации» по административным делам. Скорее всего, эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, будут обжаловаться во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях.

Судебные акты арбитражных судов Российской Федерации

Отныне вся судебная практика, включая налоговые споры, будет формироваться определениями Судебной коллегии и постановлениями Президиума ВС РФ. Любые указания Судебной коллегии, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 291.14 АПК РФ).

Разъяснения по вопросам судебной практики будет давать ВС РФ (ст. 126 и 127 Конституции РФ). В то же время суды могут опираться в своих решениях на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Разъяснения ВАС РФ останутся в силе до принятия соответствующих решений по данным вопросам Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Из данной формулировки не ясно, какое именно решение имеется в виду. Вероятно, речь идет о разъяснениях Пленума ВС РФ по вопросу судебной практики, разрешенному Пленумом ВАС РФ. Кроме того, можно предположить, что Пленуму ВС РФ таким образом предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ.

В целом судьба постановлений Пленума и Президиума ВАС РФ пока неизвестна. Именно поэтому законодатель в ч. 4 ст. 170 АПК РФ обозначил, что в мотивировочной части решения можно ссылаться именно на сохранившие силу постановления.

Прежде разъяснения ВС РФ, как правило, не влияли на арбитражную практику. В качестве исключений можно привести:

  • позиции Пленума ВС РФ по вопросам защиты прав потребителей;
  • позиции Президиума ВС РФ, изложенные в ежеквартальных обзорах ВС РФ. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.12.2012 № 11277/12 подтверждает свое мнение ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года (утвержден Президиумом ВС РФ 10.10.2012, без номера);
  • позиции ВС РФ, отраженные в его определениях. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.04.2013 № А40-82956/12-129-538 подкрепляет свою позицию определением ВС РФ от 12.01.2010 № 5-В09-146.

В свою очередь суды общей юрисдикции иногда ссылаются на постановления Пленума и Президиума ВАС РФ. Например, Нагатинский районный суд г. Москвы в своем решении от 10.05.2012 по делу № 2-1643/12 апеллирует к постановлению Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 № 5 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета». Но в большинстве случаев суды общей юрисдикции считают, что документы ВАС РФ не имеют для них силы.

Практика ВАС РФ отличается от практики ВС РФ не только в материально-правовой, но и в процессуальной части. Постановления Президиума ВАС РФ почти всегда содержали оговорку о возможности пересмотра ранее принятых судебных актов. В ней говорилось, что решения судов по делам со сходными фактическими обстоятельствами и / или судебные акты, принятые на основании норм права, толкование которых расходится с толкованием, содержащимся в постановлении Пленума либо Президиума ВАС РФ, могут быть пересмотрены на основе приведенных правовых позиций.

Верховный Суд РФ такие оговорки в акты не включает, несмотря на то, что эти документы имеют сходное правовое значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ). Теперь же постановление Пленума или Президиума ВС РФ, определяющее или изменяющее практику применения правовой нормы, должно указывать на возможность пересмотра вступивших в силу судебных решений (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).

«В случае отмены вышестоящим арбитражным судом принятых ранее судебных актов при новом рассмотрении дела надлежит руководствоваться правилами федерального закона, действующего на момент такого рассмотрения, – независимо от того, какой федеральный закон действовал в период подачи в арбитражный суд соответствующего заявления».

Переходные положения

Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые на 6 августа 2014 г. не успели передать в Президиум ВАС РФ, передаются в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражных судах по состоянию на 6 августа 2014 г., должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 г., он передается для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Мнение ВАС РФ

По поводу нововведений ВАС РФ высказывался в своем официальном отзыве на законопроект. Судьи аргументировано доказывали, что до вступления в силу изменений АПК РФ арбитражное процессуальное законодательство отвечало требованиям конституционных и европейских стандартов. Каждое судебное звено было организационно и функционально независимо.

Недовольство вызвали «суперполномочия» руководителя ВС РФ и его заместителей: они не должны по своему усмотрению отменять определения судей. В ВАС РФ называли это вмешательством в процессуальную деятельность судебной коллегии. Также, по мнению упраздненного ВАС РФ, не следовало давать руководству ВС РФ права выходить с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, которое основано на жалобе заинтересованных лиц (ч. 1 ст. 308.10 АПК РФ).

Основываясь на рекомендациях Комитета министров Совета Европы и решениях ЕСПЧ, ВАС РФ выступал и против «двойной кассации». Арбитры утверждали, что кассация призвана диагностировать правильность применения норм права, а не пересматривать дело в полном объеме.

По мнению представителей бывшего ВАС РФ, большинство кардинальных изменений создаст угрозу стабильности судебной практики, а правовая определенность в предпринимательской деятельности может вернуться в состояние девяностых годов прошлого века.

Кроме того, существует риск снижения уровня экономической стабильности и инвестиционной привлекательности России. Это произойдет, если ЕСПЧ признает изменения в арбитражном процессе неэффективными, что негативно скажется на коммерческом обороте.

Заключение

Конечно, законодатель стремился заменить существовавшую ранее надзорную инстанцию и сократить перечень дел, которые могут быть переданы в Президиум ВС РФ, а также внести единообразие в судебную практику. Вместе с тем процедура «двойной кассации» не только не соответствует международным стандартам, но и обременительна для участников спора.

После упразднения ВАС РФ многое будет зависеть от работы аналитических подразделений арбитражных судов округов и Судебной коллегии ВС РФ, а также от тех мер, которые будут приняты, чтобы не допустить «окружного правосудия» и дробления законности на восточно-сибирскую, северо-кавказскую и т.д.

Отныне придется учитывать практику судов общей юрисдикции. Причем как при инициировании новых экономических споров, так и при оценке перспектив обжалования судебных актов по делам, находящимся в производстве арбитражных судов.

Общеизвестно, что арбитражные суды рассматривают налоговые дела, споры о привлечении к административной ответственности и т.д., то есть почти все дела, связанные с регулированием предпринимательской и иной деятельности. Те же дела, только в отношении физических лиц, рассматривают и суды общей юрисдикции.

Прежде в арбитражных судах госорган и компания имели практически равные шансы на победу. Решения не в пользу чиновников в арбитраже не были редкостью. Так, ФАС Северо-Западного округа принял знаменательное решение о незаконности внеконкурсного выделения земельных участков стратегическим инвесторам Санкт-Петербурга (постановление от 15.05.

К слову сказать, уже положено начало разработке единого процессуального кодекса, полностью унифицирующего судебные процессы. Подтверждение этому найдется в п. «о» ст. 71 Конституции РФ, где вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального идет речь только о процессуальном законодательстве в общем.

Верховный Суд РФ разместится в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано постоянное представительство (ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»). Организационным обеспечением деятельности арбитражных судов займется Судебный департамент при ВС РФ (п. 2 ст. 44 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), а определением объема финансирования – Правительство во взаимодействии с ВС РФ и его Судебным департаментом.

на

Электронная подписка за 8400 руб.Печатная версия за YYY руб.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector