20.06.2019     0
 

Вызвали в налоговую для дачи пояснений


Вызов на комиссию

Минфином России и ФНС пять лет назад выпущено письмо «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», в котором описаны ключевые аспекты деятельности комиссий (письмо от 17.07.2013 года №АС-4-2/12722). С тех пор вызов на комиссию активно используется налоговыми органами в целях выяснения информации о хозяйственной деятельности организации, которая привела к тем или иным налоговым последствиям (как правило, связанным с уменьшением налоговых обязательств компаний).

Основная цель проведения комиссий — увеличение поступлений в бюджет и пресечение случаев уклонения от уплаты налогов.

► показывающие убыток в налоговой отчётности;

► выявлен предельный размер вычетов по НДС или НДС заявлен к возмещению из бюджета;

► низкая налоговая нагрузка по налогам (в частности, налогу на прибыль, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН);

► есть непогашенные долги по налогам;

► заработная плата сотрудников налогоплательщика находится на уровне МРОТ или значительно ниже рыночной;

И это далеко не полный перечень возможных причин. Так, например, инспекция может вызвать руководителя компании на комиссию, если у нее возникли сомнения в достоверности и корректности представленной отчётности.

Перед вызовом на комиссию налогоплательщик получает информационное письмо, в котором инспекция отражает выявленные ей обстоятельства, свидетельствующие о занижении налоговых обязательств, и рекомендации по устранению таких обстоятельств (посредством подачи уточненных деклараций, уплаты недоимки по налогам и пр.).

Такое информационное письмо направляется налогоплательщику ориентировочно за месяц до потенциального вызова на комиссию. Если компания не предпринимает никаких действий по устранению выявленных инспекцией противоречий, ей направляется уведомление о вызове на комиссию. Как правило, в налоговый орган приглашается именно руководитель организации.

Не игнорируйте вызов на комиссию

Если руководителя компании пригласили на комиссию, значит, у сотрудников инспекции есть вопросы, на которые лучше дать ответ. Если вызов будет проигнорирован, это может навести проверяющих на мысль о том, что в деятельности компании не всё в порядке.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить истребуемые документы (если было получено соответствующее требование), проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним и смело идти в инспекцию. Если по какой-то причине руководитель не сможет явиться в указанное налоговым органом время, целесообразно известить об этом проверяющих письмом с приложением истребуемых документов. Кстати, руководитель компании может направить вместо себя представителя.

Важно дать понять инспекции, что компании нечего скрывать и она открыта к взаимодействию.

Вызвали в налоговую для дачи пояснений

Заранее подготовьтесь к комиссии

В полученном информационном письме и последующем уведомлении инспекция обозначает причину вызова на комиссию, просит предоставить определенные документы и сведения. К примеру, если причиной вызова на комиссию стал низкий уровень заработной платы сотрудников, инспекция попросит представить штатное расписание, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, а также пояснить причины установления заработной платы ниже рынка.

«При подготовке к комиссии продумайте, какие могут быть вопросы у инспекции, что вы будете отвечать на них, подготовьте необходимые документы. На заседание комиссии руководитель может взять с собой главного бухгалтера, который обладает полной  информацией и сможет ответить на вопросы инспекции относительно учёта. Например, если вызывают на комиссию, поскольку в декларации заявлена слишком большая сумма вычетов, в результате чего образовалась сумма НДС к возмещению. Наверняка инспекцию заинтересуют причины образования большой суммы вычетов. На комиссии руководитель/бухгалтер компании может пояснить, например, что причиной образования вычетов является вложение компанией денежных средства в строительство здания, которое в текущем периоде только увеличивает долю расходов, зато в будущем будет приносить значительный доход компании. Конечно, в каждом случае свои аргументы, которые желательно еще и документально подтвердить».

Кира Трунтаева
ведущий налоговый юрист

Чем больше аргументов и доказательств представит на комиссии руководитель, тем больше шансов убедить инспекцию в том, что компания не уклоняется от уплаты налогов.

Проанализируйте результаты комиссии и сделайте выводы

Как уже было сказано выше, на комиссию налоговый орган без причины не вызывает. Если руководителя вызвали на комиссию, значит, у инспекции возникли подозрения в том, что компания уклоняется от уплаты налогов.

«Проанализировав задаваемые на комиссии вопросы, можно выявить «слабые места» своей компании и по возможности устранить недостатки.

Следует помнить, что после проведения комиссии инспекция наблюдает за тем, какие шаги будут предприняты налогоплательщиком для исправления ситуации. Если никаких действия налогоплательщик не предпримет, риск назначения выездной налоговой проверки значительно увеличивается. А выездная проверка — это гарантированные многомиллионные доначисления для компании».

Наталья Наталюк
ведущий налоговый юрист

Главная — Статьи

Ответ на уведомление налогового органа о вызове руководителя организации для дачи пояснений

Рассмотрев Ваше уведомление, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

В уведомлении указывается на обязательность явки в налоговый орган руководителя и главного бухгалтера ООО «ХХХ». Между тем, ни подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, ни какая-либо иная норма не дает налоговым органам права вызывать в качестве представителей налогоплательщика каких-либо определенных лиц.

Данная норма дает налоговому органу право вызывать именно налогоплательщика, а не его руководителя. Согласно пункту 1 статьи 27 НК РФ руководитель организации является её законным представителем. При этом право налогоплательщика на участие в налоговых отношениях через представителя (подпункт 6 пункта 1 статьи 21 НК РФ и пункт 1 статьи 26 НК РФ) предполагает возможность такого участия не только через законного представителя, но и через уполномоченного представителя (статья 29 НК РФ). Налоговый орган не вправе указывать налогоплательщику, кого именно из своих представителей тот должен выбирать в той или иной ситуации.

2.4. Ответ на требование налогового органа дать пояснения о причинах низкой налоговой нагрузки и (или) о высокой доле налоговых вычетов

В Межрайонную инспекцию

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

Рассмотрев Ваше требование, ООО «ХХХ» сообщает следующее.

1. Относительно требования пояснить причины «низкой налоговой нагрузки» ООО «ХХХ» поясняет, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит ни понятия «налоговая нагрузка», ни критериев, по которым она идентифицируется, как низкая или высокая. Ни один нормативный правовой акт не возлагает на налогоплательщиков обязанность давать налоговым органам пояснения по таким поводам.

Что касается Концепции планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, то данный документ не содержит обязательных норм и предписаний, не прошел регистрацию в Минюсте России и официально не опубликован, в связи с чем не влечет для Общества каких-либо правовых последствий.

Вызвали в налоговую для дачи пояснений

2. Относительно требования о представлении письменных пояснений «по высокой доле налоговых вычетов» ООО «ХХХ» поясняет, что подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусматривает право налоговых органов истребовать у налогоплательщика пояснения исключительно по тем вопросам, которые упомянуты в данной норме (при этом обязанность давать пояснения исключительно в письменной форме данная норма не предусматривает).

Действующее законодательство о налогах и сборах не содержит критериев, по которым доля налоговых вычетов идентифицируется, как низкая или высокая. Сами понятия «высокий» и «низкий» являются крайне субъективными.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять незаконные требования налоговых органов, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.

2.5. Ответ на уведомление налогового органа о вызове для представления объяснений причин низкой заработной платы

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (при этом обязанность давать пояснения исключительно в письменной форме данная норма не предусматривает).

Из содержания данной нормы следует, что вызов в налоговый орган может быть связан исключительно с вопросами исполнения законодательства о налогах и сборах. Вызывать налогоплательщиков по иным поводам налоговый орган не вправе.

Как следует из Вашего требования, представителю Общества предложено явиться на заседание комиссии по вопросу повышения уровня оплаты труда работникам.

ООО «ХХХ» доводит до Вашего сведения, что вопросы оплаты труда являются сугубо внутренним делом Общества и его работников.

Вызов в инспекцию для разговора об «уточненках» по НДС

Во втором полугодии 2018 года отмечена тенденция роста количества вызовов в инспекцию с предложением уточнить обязательства по НДС в связи с тем, что, по мнению налогового органа, контрагенты компании якобы имеют признаки «фирм-однодневок», не ведут реальную предпринимательскую деятельность и вообще «не совсем благонадежные в налоговом плане».

При этом такой вызов может быть и в рамках комиссии по легализации налоговой базы и как самостоятельное основание для проведения «профилактической работы в целях повышения эффективности контрольной работы, направленной на повышение налоговой культуры налогоплательщиков». Именно так формулируют цель вызова налоговые органы в своих протоколах.

В ходе беседы руководителю компании представители инспекции указывают на наличие признаков нарушения компанией пределов в части завышения налоговых вычетов по НДС по сделкам с конкретными компаниями-контрагентами, которые по тем или иным причинам «не понравились» проверяющим. И конечно же руководителю добровольно предлагают «сдаться», а именно — уточнить налоговые обязательства компании по таким «сомнительным» сделкам.

А если это не будет добровольно сделано, то инспекция грозит  назначением выездной налоговой проверки, которая всенепременно будет результативной и по ее результатам по «сомнительным сделкам» можно будет распрощаться не только с вычетами по НДС, но, возможно, и с расходами по налогу на прибыль.

Пугающая для многих перспектива выездного контроля в совокупности с психологическим «нажимом» со стороны налогового органа не редко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных деклараций по налогу и доплатой в бюджет немалых сумм. «Откупились малой кровью»…так говорят некоторые руководители компаний в такой ситуации.

Вызвали в налоговую для дачи пояснений

Но надо понимать, что факт подачи «уточненок» и уплаты соответствующих сумм налогов и пени все же на 100 % не исключает вероятность назначения выездной проверки, а иногда может косвенно подтвердить, что действительно сделки с указанными налоговым органом контрагентами «не совсем чисты в налоговом плане». Так что, «добровольное уточнение» далеко не панацея от выездной проверки.

Не следует на эмоциях сразу исполнять пожелания инспекции, надо понять реальные налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение. Возможно, что не так уж все плохо в Вашей ситуации, как представляют инспекторы и сделки вполне реальны и контрагенты абсолютно чисты и поэтому не стоит радовать проверяющих «легкими» поступлениями в бюджет.

Предлагаем ознакомиться:  Налоговая и судебная задолженность в чем разница

Ситуация из практики

Компания получила уведомление о вызове руководителя в инспекцию, в котором было указана общая формулировка — по вопросам финансово-хозяйственных операций за III квартал 2018 года. В ходе беседы начальником инспекции устно были озвучены претензии к нескольким контрагентам компании, причем было недовольство по сделкам с некоторыми контрагентами за предыдущий квартал.

Контрагенты компании, по мнению инспекции, являются «техническими», поэтому руководителю настоятельно рекомендовали подать по сделкам с ними в течение 10 дней уточненные декларации и заплатить в бюджет чуть меньше миллиона рублей.

Однако, руководитель компании был готов к такому разговору, он заранее с помощью юриста подготовился к походу в инспекцию, поэтому спокойно и аргументировано, как в устном, так и в письменном виде пояснил, что оснований для представления «уточненок» у компании нет, поскольку сделки все реальны и компании-контрагенты вполне «живые», ведут предпринимательскую деятельность, имеют необходимые для этого ресурсы, прекрасно зарекомендовали себя на рынке, не обладают признаками «технических» компаний и все необходимые доказательства имеются. В итоге, компания не пошла на поводу у инспекции и сберегла деньги. Но здесь, несомненно, важно быть уверенным в своих прямых контрагентах.

На практике не редки случаи, когда в рассматриваемой ситуации простая беседа с начальником (заместителем начальника) инспекции может перерасти в допрос. А здесь, как говорится, смотри пункт 1 данной статьи. На допросе желательно присутствие юриста, который поможет менее «болезненно» его пройти и при необходимости пресечь «лишнее» со стороны должностных лиц налогового органа.

Итак, при вызове в налоговый орган на разговор об «уточненках», важно заблаговременно подготовиться к визиту в инспекцию, разобраться в ситуации, оценить возможные риски и перспективы разрешения спора с налоговым органом и на основе анализа всех важных моментов принять решение — уточнять налоговые обязательства либо нет.

«Юриста желательно подключать с самого начала, как только получено уведомление о вызове в инспекцию (с требованием о представлении документов либо без такового), а не в день визита и общения руководителя с инспекцией. В этом случае,  будет больше времени для анализа ситуации, оценки серьезности  намерений налогового органа и  определения тактики и стратегии поведения компании».

Виталий Цапков
ведущий налоговый юрист

О вызове налогоплательщика для дачи пояснений

Общество обеспечивает своим работникам достойный уровень оплаты труда, соблюдая при этом государственные гарантии, предусмотренные статьей 130 ТК РФ. Вопросы оплаты труда не регулируются законодательством о налогах и сборах. Следовательно, вызов представителя Общества в налоговый орган никоим образом не связан с целями, указанными в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Вызвали в налоговую для дачи пояснений

Если Ваш налоговый орган располагает доказательствами нарушения трудовых прав работников ООО «ХХХ», то данную информацию следует адресовать органам Федеральной службы по труду и занятости. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 полномочия по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предоставлены именно этой службе, а не налоговым органам.

Учитывая изложенное, Ваше требование исполнению не подлежит.

2.6. Ответ на уведомление налогового органа о вызове налогоплательщика для представления документов

ФНС России № __

по Санкт-Петербургу

1. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Данная норма предполагает обязанность налогового органа четко обосновать мотивы вызова налогоплательщика, что подтверждается Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, согласно которому в уведомлении должно быть указано подробное описание оснований для вызова налогоплательщика.

В нарушение указанных требований в обжалуемом уведомлении налоговый орган приводит расплывчатую ссылку на некие ошибки, якобы выявленные им в расчете. Что это за ошибки, и каким образом они выявлены, налоговый орган не поясняет.

2. Характер требований, содержащихся в обжалуемом уведомлении, идентичен содержанию пункта 3 статьи 88 НК РФ, регулирующему действия налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки.

В частности, заявляя о выявлении неких ошибок в расчете, представленном Обществом, налоговый орган указывает, что эти ошибки были выявлены им именно в ходе камеральной налоговой проверки.

Между тем, в ходе указанной проверки, а также по её результатам в адрес Общества не направлялось никакой информации о выявленных нарушениях и (или) ошибках, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 88 НК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Определения от 12.07.2006 № 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более — обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

«В случае если трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки истек, а все необходимые ответы на запросы и поручения, направленные в рамках проведения мероприятий налогового контроля, инспекцией еще не получены и при этом должностные лица налогового органа не установили факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе из-за отсутствия указанных ответов, камеральная налоговая проверка прекращается без составления акта.»

Таким образом, отсутствие со стороны налогового органа претензий в ходе камеральной налоговой проверки, а также несоставление им акта по результатам данной проверки, однозначно указывают на то, что никаких ошибок в расчете при проверке выявлено не было. Данное обстоятельство неопровержимо указывает либо на ложность утверждения о якобы выявленных в ходе проверки ошибках, либо на то, что налоговый орган в нарушение пункта 2 статьи 88 НК РФ проводил камеральную налоговую проверку после истечения срока, установленного законом.

3. Обстоятельства, приведенные выше, свидетельствуют о попытке налогового органа осуществлять проверочные мероприятия вне рамок камеральной налоговой проверки и вне сроков, установленных для её проведения.

Правила проведения камеральной налоговой проверки, установленные статьей 88 НК РФ, не только предусматривают право налоговых органов истребовать у налогоплательщиков в определенных случаях документы и пояснения (пункт 3), но и ограничивают возможность реализации данного права сроком, установленным для проведения камеральной налоговой проверки (пункт 2 данной статьи).

Как отметил Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.11.2009 № 10349/09, 3-месячный срок для проведения камеральной налоговой проверки является пресекательным, и истечение этого срока препятствует выявлению инспекцией фактов неуплаты налогов, принятию мер по их принудительному взысканию, как и является основанием для неисполнения налогоплательщиком предложений (требований) налогового органа о представлении пояснений и (или) документов.

«Из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89 и пунктом 6 статьи 101 Кодекса.»

«Судами обоснованно установлено, что в уведомлении цель вызова налогоплательщика не определена, при этом указано, что действия осуществлены инспекцией на основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок проведения камеральной налоговой проверки.

При таком правовом регулировании является обоснованным вывод судов о том, что в тех случаях, когда налоговая инспекция при проведении камеральной налоговой проверки не выявила ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, основания для истребования у налогоплательщика пояснений и документов отсутствует, равно как и основания для вызова налогоплательщика для дачи пояснений в ходе камеральной налоговой проверки.

Данные выводы судов согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в Постановлении от 11.11.2008 N 7307/08.

Судами установлено, что в ходе камеральной проверки налоговой декларации предпринимателя по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2012 года налоговой инспекцией не было выявлено нарушений законодательства о налогах и сборах, сообщение с требованием представления пояснений либо внесения соответствующих исправлений в адрес налогоплательщика не направлялось. С учетом этого у налоговой инспекции отсутствовали основания для направления уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений.»

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.02.2014 по делу N А78-5677/2013)

Аналогичная позиция приведена в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2014 по делу N А78-5678/2013 и в постановлении ФАС Центрального округа от 27.05.2013 по делу N А68-7925/2012.

Профессиональная помощь при вызове в налоговый орган

Можно конечно попробовать самостоятельно подготовиться к визитам в налоговую, но как показывает жизнь, не всегда получается полностью оценить все возможные риски, правильно выстроить линию защиты, поэтому именно профессиональный налоговый юрист сможет оказать вам своевременную и значительную помощь как при подготовке к визиту в налоговый орган, так и в ходе него.

Например, при необходимости юрист обратит внимание инспектора на неправильность произведенных в протоколе допроса записей ответов допрашиваемого свидетеля и необходимости их корректировки. При этом важно отметить, что в случае присутствия юриста после каждого задаваемого инспектором вопроса руководитель вправе обсуждать с юристом наиболее подходящие формулировки ответов, а при необходимости после ознакомления с протоколом допроса и до его подписания – требовать «редактирования» в протоколе таких формулировок.

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет на процен по ипотеке

История из практики

Инспектор попросил назвать генерального директора ООО «Бета» его иностранных покупателей. При этом необходимо отметить, что ООО «Бета» работало исключительно по агентским договорам с российскими организациями, в рамках которых оно как агент находило иностранных заказчиков для российских организаций, то есть формально иностранных покупателей у ООО «Бета» не было.

В итоге генеральный директор ответил буквально – «иностранных покупателей нет». В дальнейшем такая формулировка позволила налоговому органу в акте выездной проверки сделать вывод, что содержание протокола допроса генерального директора свидетельствует о номинальности руководства деятельностью ООО «Бета», так как свидетель не смог назвать своих контрагентов, иностранных заказчиков и т.п.

Во-вторых, участие налогового юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны налоговой инспекции (например, настоятельных требований проверяющих в адрес генерального директора или главного бухгалтера отказаться от возмещения НДС под угрозой назначения выездной проверки).

Для полной картины представляем таблицу, наглядно показывающую выгоды от визита в инспекцию вместе с юристом.

Самостоятельный визит в инспекцию

Визит в инспекцию вместе с юристом

Вопросы инспекции могут поставить вас в тупик. Вы формулируете ответы «на ходу»

Юрист помогает вам основательно подготовиться, моделируя основные вопросы, которые может задать инспекция и обсуждая с вами формулировки ответов. В итоге вы спокойно и корректно отвечаете на вопросы, четко формулируя свои ответы.

Вопросы инспекции могут запутать вас, поскольку проверяющие могут использовать двусмысленные формулировки, пытаясь вас «подловить». В итоге ваши ответы могут также быть неоднозначными или противоречивыми.

Юрист помогает вам понять суть вопроса, при необходимости просит инспекцию дать пояснения или переформулировать некорректный вопрос. В итоге вы даёте на вопрос инспекции чёткий и непротиворечивый ответ.

Инспекция может пытаться «запугать» вас (к примеру, требуя отказаться от возмещения НДС под угрозой выездной налоговой проверки)

Юрист пресечёт любые злоупотребления правами со стороны инспекции.

Инспекция может некорректно отразить формулировки ваших показаний в протоколе, что приведёт в двусмысленности толкования ваших показаний

Юрист тщательно проверит каждую формулировку, скорректирует неточности.

Вы выходите из инспекции в растерянности, не понимая как всё прошло

Юрист по результатам визита в инспекцию опишет вам складывающуюся картину, возможные претензии, которые могут возникнуть у инспекции, её возможные дальнейшие действия. С учётом этой информации вы сможете заранее подготовиться в дальнейшим контрольным мероприятиям со стороны инспекции.

Как мы видим, присутствие юриста при визите в налоговый орган обеспечит спокойствие, корректность и максимальную эффективность Ваших показаний.

«В июле 2018 года вышло скандальное письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства», в котором ФНС России указала на присутствие представителей (адвокатов) при проводимых допросах как на признак того, что налогоплательщик не ведет реальную деятельность или декларации подписывают неуполномоченные либо неустановленные лица. Это письмо заставило многих насторожиться, возможно, что кто-то даже стал задумываться об отказе в сопровождении юристом процедуры допроса. Однако, для сомнений и волнений нет  причин! В ноябре 2018 года этот документ был официально отозван ФНС России с исполнения (письмо от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@), чем подтвержден факт, что присутствие юриста на допросе не является негативным признаком для налогоплательщика! Это законное право каждого на юридическую помощь и защиту. Как показывает практика, профессиональные советы юриста при подготовке к «походу» на допрос минимизирует возможные налоговые риски и конечно же, присутствие юриста в ходе допроса, его поддержка, поможет чувствовать себя гораздо уверенней и более спокойно пройти столь неприятное мероприятие».

Наталья Наталюк
ведущий налоговый юрист

Мы — налоговые юристы компании «Правовест Аудит» готовы помочь Вам в подготовке к визиту в налоговый орган и при необходимости обеспечить сопровождение в инспекции.

За серую зарплату ответят все

  1. Хороший ремонт в офисе и дорогие машины на парковке. Опытный инспектор всегда обратит внимание на интерьер офиса и служебную парковку. Если в кабинетах стоит новомодная техника, а у входа — одни иномарки, проверяющие сделают вывод, что дела в компании идут совсем неплохо. А раз так, то почему зарплаты такие скромные? Задумаются проверяющие.
  2. У компании большие расходы на конверты. На проверке инспекторы проверят количество купленных конвертов и число исходящих почтовых писем. Если расходы на конверты большие, но компания мало с кем переписывается по обычной почте, то зачем купили столько конвертов? Снова задумаются проверяющие.
  3. Сотрудники сами пополняют карточки в день зарплаты. Если регулярно в одно и то же число каждого месяца сотрудники компании вносят на свои карточки деньги каждый раз примерно в одинаковой сумме, налоговики сделают вывод, что компания скрывает зарплату. А сотрудники из конвертов перекладывают деньги на счета.
  4. Сотрудники на прошлой работе получали больше. Если новички заключают трудовые договоры на менее выгодных для себя условиях по сравнению с предыдущей работой, налоговики подумают, что за этим может скрываться конвертная схема.

    Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта

    Особенно если такие самоотверженные сотрудники постоянно засиживаются в офисе допоздна.

  5. Файлы или документы с недвусмысленными названиями. Нестандартные надписи в зарплатных ведомостях — буква «ч», «касса-2»и т. п. — привлекут внимание ревизоров. Равно как и некоторые файлы в компьютерах руководства, которые прямо так и называются «зарплата_июль», «августЗП» и т. п.
  6. Жалобы и заявления работников, в том числе бывших. Проверяющие учитывают жалобы сотрудников в интернете, с горячей линии ФНС и трудовой инспекции. Но по одним лишь словам невозможно определить точные суммы доходов. К тому же свидетельские показания бывших сотрудников, особенно уволенных по статье, часто бывают необъективными.

Находящийся на рассмотрении законопроект № 717519-6 запрещает выплату серой зарплаты, а в случае нарушения ответственность грозит и работнику, и компании, и должностным лицам.

Налоговый агент должен будет, в частности, уплатить штраф в размере 50% от суммы неначисленного, неудержанного НДФЛ, но не менее 200 000 руб. по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде.

Должностные лица, виновные в выплате серой зарплаты, заплатят административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Плательщик НДФЛ будет обязан уплатить налог, если ему станет достоверно известно, что налоговый агент не удержал из его дохода и не перечислил НДФЛ.

Если определить размер неудержанного налога будет невозможно, налогоплательщика обяжут до 30 апреля следующего года уведомить налоговую инспекцию о том, что налог не был перечислен. Закон может вступить в силу 1 января 2016 года.

Зарплата — МРОТ

В первую очередь в справках 2-НДФЛ налоговики смотрят доходы по коду 2000 — это зарплата. Она не может быть ниже МРОТ, если сотрудник отработал месяц полностью (ст. 133 ТК РФ). Как правило, в регионах установлена своя минималка, и работодатели обязаны ее придерживаться. Если отказались от нее, то должны платить сотрудникам не ниже федерального МРОТ — сейчас это 5965 руб.

Однако такой размер безопасен лишь с точки зрения трудового законодательства. Налоговики же ориентируются всегда на среднеотраслевые зарплаты. Поэтому если в компании многие оклады установлены в границах минимальных размеров, то это наведет проверяющих на мысль, что остальное сотрудникам выдают в конвертах.

Одинаковая зарплата у большинства сотрудников

Даже если зарплаты сотрудников выше МРОТ и приближены к среднеотраслевым, у инспекторов все равно могут возникнуть претензии. А именно когда оклады многих сотрудников равны, причем на неравнозначных должностях. К примеру, у замдиректора и руководителя отдела одинаковый оклад — 60 000 руб. Это больше МРОТ и во многих регионах соответствует зарплате по отраслям.

Но, по мнению налоговиков, у работников с разной квалификацией не может быть одинаковой зарплаты. Значит, компания наверняка компенсирует разницу неофициальными наличными. Конечно, одинаковые оклады прямо не говорят о схеме ухода от налогов и взносов. Тем не менее лучший способ в такой ситуации — сделать разницу в окладах, хотя бы небольшую. Тогда инспекторы точно не скажут, что доходы равны.

Чиновники разными способами мотивируют граждан жаловаться на зарплату в конвертах. В Кемеровской области, например, есть закон, согласно которому человек, сообщивший достоверные сведения о серых зарплатах, получает премию в размере 10 процентов от уплаченных доначислений (Закон Кемеровской области от 4 апреля 2014 г. № 23-ОЗ). Но результатами никто пока похвастаться не может.

Работодатели по-своему мотивируют сотрудников ничего не рассказывать. Если они сами заявят проверяющим о том, что получают зарплату в конвертах, то фактически признают, что не отчитались о доходах и не заплатили с них налог. А значит, возможен штраф за неподачу декларации — 5 процентов от неуплаченной суммы налога и не менее 1000 руб. (ст. 119 НК РФ).

Зарплата по сравнению с прошлым годом снизилась

Налоговики всегда сравнивают показатели компании в диапазоне трех лет. Зарплата — не исключение. Если увидят, что оклады снижены по сравнению с прошлыми годами более чем на 10 процентов, то могут сделать вывод о том, что часть доходов сотрудников ушла в конверты.

Обосновать снижение можно сложившейся ситуацией на рынке, снижением спроса на продукцию и, как следствие, снижением выручки. Поэтому компании вынуждены сокращать расходы, в том числе на персонал и зарплату. Возможно, в вашей компании перевели сотрудников с окладов на проценты. И теперь они получают не твердые суммы каждый месяц, а плавающие — в зависимости от того, как поработали.

Нет справки 2-НДФЛ на директора

Иногда в объявлениях о вакансиях компании указывают зарплату выше, чем получают сотрудники по тем же должностям. Инспекторы могут сравнить вакансии со справками и решить, что в объявлениях стоят реальные суммы. А то, что получают сотрудники по документам, это лишь часть.

Такое доказательство, естественно, является косвенным. Объявления о вакансиях не подтверждают фактический размер зарплаты, поскольку не относятся к учетным документам. Тем не менее претензии не исключены, и на них можно ответить следующее. Размещая вакансии с высокой зарплатой, компания рассчитывает найти сотрудника высокой квалификации. Поэтому планирует платить ему больше, чем другим сотрудникам на похожей должности.

Высокую зарплату в вакансиях также можно объяснить мониторингом рынка — компания специально размещает такие объявления, чтобы изучить отклики и понять, какой специалист нужен.

Кстати, иногда инспекторы представляют в качестве доказательств объявления из газет или распечатки с сайтов, где нет даты размещения вакансии. А раз так, то нельзя говорить, что эти объявления относятся к проверяемому периоду.

Налоговики владеют данными о жилье и другой недвижимости, поскольку администрируют имущественные налоги физических лиц. При этом инспекторы понимают, что взять ипотеку с низкой зарплатой почти невозможно. Банки дают кредиты только тем, чьи доходы позволяют ежемесячно платить десятки тысяч рублей. Если доходы в справке 2-НДФЛ маленькие, а по прикидкам инспекторов недвижимость в собственности у сотрудника недешевая, это наведет на мысли, что в банк сотрудник принес справку с реальной зарплатой, которая выше. И могут запросить данные у банкиров.

Предлагаем ознакомиться:  Как списать долг перед налоговой, проверить долги ИП и ООО перед налоговой — Дело Модульбанка

Даже если банк откажется рассекречивать доходы своего клиента, у инспекторов есть еще способ вычислить фактические расходы по ипотеке. По самим справкам 2-НДФЛ, если сотрудник получает имущественный вычет через компанию. Ведь его сумма отражается в справках, в том числе сумма вычета по уплаченным процентам.

Понятно, что сами по себе крупные платежи по ипотеке не говорят о том, что сотрудники получают зарплату в конвертах. Тем не менее налоговики понимают, что у многих людей зарплата — это основной, а иногда и единственный источник дохода. Поэтому будут сопоставлять доходы и расходы в целях выявления конвертной схемы.

В компаниях, где директор и другие руководители являются еще и учредителями, им иногда не начисляют зарплату. Для налоговиков на местах это подозрительно, они уверены, что она должна быть у всех сотрудников. А если ее нет, то директор получает доходы неофициально.

Мы согласны, что директор должен получать зарплату. Тем не менее инспекторам можно показать свежее письмо Минфина России от 19 февраля 2015 г. № 03-11-06/2/7790, в котором они прямо сказали, что директор — единственный учредитель не вправе заключать с самим собой трудовой договор, а значит, его зарплата необоснованна.

После вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ появилось новое основание для признания работодателя банкротом — задолженность по выплатам перед работниками более трех месяцев.

Подать заявление в суд о признании работодателя банкротом могут действующие и бывшие работники ( п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в новой редакции, далее — Закон № 127-ФЗ).

Кроме того, по новым правилам руководитель компании обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом, если она не может более трех месяцев погасить задолженность перед работниками (п. 1 ст. 9 Закона № 127-ФЗ):

  • по зарплате;
  • выходным пособиям.

Установлен порядок погашения компанией-банкротом задолженности по заработной плате и выходным пособиям.

Вначале будут выплачены выходные пособия и зарплата в размере не более чем 30 000 руб. за каждый месяц на каждого человека (п. 5 ст. 136 Закона № 127-ФЗ).

Изменения вступают в силу с 29 сентября 2015 года.

Сентябрь 2015 г.

Все статьи Разговор по душам: вызов на комиссию по легализации налоговой базы (Пономарева О.)

Вызываются на это мероприятие те налогоплательщики, которые «сбились с пути» полной уплаты налогов, представляют недостоверную налоговую и бухгалтерскую отчетность, чьи результаты деятельности не укладываются в рамки экономически обоснованных и допустимых.

Вызов брошен

Налогоплательщикам, попавшим под наблюдение комиссии, в качестве первого сигнала направляются информационные письма. В них отражаются факты, выявленные в ходе проверки, и предлагается уточнить свои налоговые обязательства (уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ и т.д.). Если налогоплательщик не реагирует на такое письмо в течение 10 рабочих дней, его вызывают на заседание комиссии по легализации налоговой базы.

Налоговики предпочитают видеть на такой комиссии непосредственно генерального директора или главного бухгалтера компании, но не уполномоченного представителя, ссылаясь на то, что такие представители создают «присутствие для видимости». И в большинстве случаев представители действительно не в состоянии вести конструктивный разговор.

Пример. Директор московской торговой компании получил уведомление из налоговой инспекции вскоре после того, как его бухгалтерия подала декларацию по НДС. Энтузиазма присутствовать на комиссии не было, и давать пояснения о высоком размере НДС ему не хотелось. К тому же в этот день у директора планировалась важная командировка в Краснодар.

Но он все-таки решил «принять вызов» налоговиков. Директор попросил о переносе даты, налоговики пошли ему навстречу, и комиссия состоялась. Налогоплательщик впоследствии о своих действиях не пожалел. Во-первых, он узнал, что инспекция «имела» на его компанию, и затем, используя информацию от налоговиков, предпринял шаги по защите своих интересов.

Правила работы налоговой инспекции таковы, что отказ налогоплательщика представить информацию считается одним из главных критериев для включения его компании в план выездных налоговых проверок.

Группа поддержки

Руководитель компании имеет право прийти на налоговую комиссию в сопровождении доверенного юриста или адвоката. Попытки налоговых инспекторов не допускать таких лиц на комиссию незаконны, т.к. никто не имеет права лишать гражданина РФ права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ).

Поэтому, если вы считаете, что сможете эффективно отстаивать свою точку зрения в присутствии адвоката или лиц, более осведомленных в конкретных вопросах, вы имеете право приходить на комиссию в каком угодно составе. Как показывает практика, если вы настаиваете, то налоговики проведут заседание комиссии в присутствии всех нужных вам участников.

Прийти со своей поддержкой на такие мероприятия, как правило, психологически намного комфортнее. Налоговики предпочитают давить на налогоплательщика числом. Обычно это минимум три представителя ФНС и приглашенные на «подмогу» представители из службы судебных приставов, органов прокуратуры, правоохранительных органов, представители администраций муниципальных образований.

Пример. Строительная компания, работающая в одном из городов Сибирского федерального округа, была включена в реестр недобросовестных поставщиков, и доступ к рынку госзаказов для компании оказался закрыт. При такой ситуации в отчетности компании появились убытки, и руководство было вызвано на комиссию.

От директора требовались пояснения о причинах заявленного убытка, ему предложили подать уточненную декларацию по прибыли с уменьшением сумм убытка и уплатить налог на прибыль в бюджет. Но налогоплательщик сумел уклониться от «разумных» предложений комиссии, обосновав причины своих убытков. При объективном рассмотрении обстоятельств стало понятно, что, потеряв рынок госзаказа, быстро переориентироваться на другое строительное направление в условиях сезонности и низких темпов роста самой отрасли не представлялось возможным. Комиссия была вынуждена признать, что убытки компании — это не часть оптимизации налогов, таким образом претензии к компании были сняты.

Подготавливая объяснения для инспекции, важно помнить, что само по себе получение убытка не доказывает экономическую необоснованность затрат. Расходы нужно соотносить с характером деятельности организации, а не с полученной прибылью. Необходимо позаботиться об оправдательных документах, которые подтвердят ситуацию в сегменте вашего бизнеса, например сведениях о падении цен на производимый вами вид продукции и т.п.

Сколько хочу — столько плачу

Одной из самых распространенных причин для вызова на налоговую комиссию по-прежнему являются вопросы заработной платы на предприятии. Под прицел налоговиков попадают налогоплательщики, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Цель налоговой комиссии не в том, чтобы вы повысили заработную плату сотрудникам (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), их деятельность нацелена на вывод «из тени» скрытых форм оплаты труда и повышение сумм НДФЛ к уплате в бюджет.

назначили налоговую проверку, доначислили налог… И только в арбитражном суде их решениям был дан задний ход — доводы налоговиков были отклонены, потому что они не смогли собрать должных доказательств и свидетельств того, какая именно и кому выплачивалась заработная плата. Для руководителя компании все обошлось в этот раз благополучно.

Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта

Обратите внимание, налоговая инспекция вправе вызвать вас для устного обсуждения вопросов или потребовать у вас письменные пояснения по интересующему вопросу.  Если вы получили уведомление о представлении объяснений (форма по КНД 1165050, приложение № 1 к приказу ФНС России № ММВ-7-2/189 от 8 мая 2015 г), то в течение пяти рабочих дней необходимо письменно ответить на вопросы инспекции.

Особенно если такие самоотверженные сотрудники постоянно засиживаются в офисе допоздна.

Подготовив убедительные причины, объясняющие, почему существующая на предприятии средняя заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, вы сможете доказать, что низкая зарплата не свидетельствует об уклонении от уплаты зарплатных налогов. Также стоит иметь в виду, что налоговый орган учитывает информацию, которая поступила на налогоплательщика в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов.

Большой вычет — больше доказательств

Если налогоплательщик в декларации заявляет большие вычеты по НДС, то вероятность предстать перед комиссией по легализации налоговой базы становится очень высокой. Налоговики попросят пояснить причины большой доли вычетов по НДС, а также добиться подачи уточненных налоговых деклараций по НДС за предыдущие налоговые периоды с уменьшением суммы налоговых вычетов и увеличением суммы НДС к уплате в бюджет.

Пример. Поставщик фармацевтических препаратов в Москве имел большие вычеты по НДС — его предприятие было вынужденно делать маленькую наценку на товары из-за того, что цены на этот вид продукции регулируются государством. Вследствие этого доля налоговых вычетов превышала обычный уровень. Налогоплательщику пришлось обосновать долю вычетов, детально объяснив налоговикам схему бизнеса на комиссии.

«Комиссионные» последствия

Нередки случаи, когда нарушения налогоплательщиком после прохождения комиссии устранялись, но вскоре в компанию все равно приходили с выездной налоговой проверкой. Почему так происходит? Вы должны знать, что компания, которая побывала на комиссии, скорее всего, какое-то время будет подвергаться мониторингу.

Налоговики будут отслеживать, учел ли налогоплательщик замечания налоговой в своей дальнейшей деятельности, пошла ли на пользу «работа над ошибками». Если налогоплательщик не изменит своих методов работы, то он столкнется с более серьезными последствиями.Налоговые комиссии для налоговиков в первую очередь — способ пополнить бюджет, получить дополнительную информацию от налогоплательщика о его бизнесе и слабых местах.

Это возможность определиться — планировать выездную проверку или не стоит тратить время, так как размер доначислений будет несущественным. Налогоплательщику, который решил подать уточненную декларацию или доплатить налоги перед тем, как явится на налоговую комиссию, я бы порекомендовала не играть на опережение.

Лучше это сделать после посещения комиссии, потому что у плательщика будет больше информации и сумма к доплате в бюджет по итогам проведения комиссии станет более точной.Отмечу, что для налогоплательщиков польза от работы налоговых комиссий тоже существует. Такая комиссия — это всегда повод задуматься, существуют ли в деятельности компании неустранимые слабые места, и если у налоговой инспекции появился к налогоплательщику определенный интерес, то, возможно, лучшим решением будет закрытие этой конкретной компании, потому что тогда вы можете начать бизнес с чистого листа.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector